Именем Республики Северная Осетия-Алания
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя А.М. Цалиева, судей А.В. Бежанова и О.Х. Качмазова,
с участием представителя администрации местного самоуправления Ардонского района Суанова А.А.,
руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта".
Поводом к рассмотрению дела, согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", явилось обращение гражданина Амбарцумяна А.В. в форме запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания названное постановление.
Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика О.Х. Качмазова, объяснения представителя администрации местного самоуправления Ардонского района, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Постановлением главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" в целях разгрузки дорожной сети города Ардона от необоснованного или транзитного проезда грузового автомобильного транспорта, улучшения экологической обстановки и обеспечения безопасности жителей города введено ограничение движения грузового автотранспорта на территории центральной части города Ардона и движения грузового транспорта с прицепами и полуприцепами. Этим же постановлением установлен перечень видов грузовых транспортных средств, на которые введенное ограничение движения не распространяется, а также предоставлено право администрации местного самоуправления города Ардона выдавать разовые (на одни сутки) или постоянные (на один год) пропуска на въезд грузовых автомашин в центр города в случае необходимости.
По мнению заявителя, гражданина Амбарцумяна А.В., данное постановление, устанавливая незаконное ограничение движения грузового автотранспорта по центральной улице города Ардона, а также пропускную систему проезда грузового автотранспорта в центр города, необоснованно ограничивает его право на свободу передвижения и свободу предпринимательской деятельности, что противоречит статьям 2, 14, 27, 34 (часть 1), 55 (часть 2) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно статье 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения пункта 1 оспариваемого постановления, устанавливающего ограничение движения грузового автотранспорта на территории центральной части города Ардона, и пунктов 2 и 3, устанавливающих условия проезда грузового автотранспорта в центр города Ардона.
2. Статья 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права на свободное перемещение товаров. На территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации), что является одной из гарантий свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации). Реализуя данные правомочия, граждане вправе определять сферу этой деятельности, а также свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
Из статей 18 и 20 (части 1 и 2) Конституции Республики Северная Осетия-Алания следует, что эти права гарантируются в Республике Северная Осетия-Алания в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общеправового принципа юридического равенства. При этом, не являясь абсолютными, они могут быть ограничены. Однако, как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
3. Сферой правового регулирования постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" являются отношения по обеспечению безопасности дорожного движения. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.
В силу статей 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности. Таким образом, регулирование в области безопасности дорожного движения в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Республике Северная Осетия-Алания в настоящее время не принят нормативный правовой акт в области безопасности дорожного движения. В этой связи должно осуществляться непосредственное федеральное регулирование указанных общественных отношений.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, предусматривает, что ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (статья 12).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (с изменениями от 11 апреля 2006 года) установлено, что автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на автомобильные дороги, относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения), относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения) и относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения).
Согласно статье 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктом 20 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 12 от 8 января 1969 года, и пунктом 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 129 от 5 марта 1969 года, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принимать решения о временном прекращении или ограничении движения по автомобильным дорогам общего пользования, относящимся к государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации, в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях. В Республике Северная Осетия-Алания такое правомочие предоставлено Правительству Республики Северная Осетия-Алания (часть 3 статьи 18 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2000 года N 2-РЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 15 февраля 2006 года) к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения. При этом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 50 данного федерального закона в собственности муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) могут находиться автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания.
Пункт 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005 года) относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального назначения.
Из изложенных законодательных положений следует, что строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе путем временного ограничения или прекращения дорожного движения, относится к компетенции тех органов государственной власти, органов местного самоуправления, в чьем ведении находятся автомобильные дороги.
5. Постановлением главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" введено ограничение движения грузового автотранспорта на территории центральной части города Ардона, а также пропускная система проезда по ней грузового автотранспорта.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления имеет свои пределы, главным из которых является государственный суверенитет Российской Федерации, который в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации принадлежит многонациональному народу Российской Федерации. Кроме того, местное самоуправление самостоятельно в пределах тех полномочий, которые предоставлены ему государством в лице соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5.1. В развитие положений Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставом Ардонского муниципального района к вопросам местного значения Ардонского муниципального района отнесены содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования вне границ населенных пунктов в границах Ардонского муниципального района за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения (пункт 5 статьи 9).
Как следует из материалов дела, по улице Пролетарской в городе Ардоне проходит автомобильная дорога общего пользования регионального (республиканского) значения "Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен II". Согласно Положению о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, утвержденному постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 июля 2005 года N 206, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания осуществляет управление республиканскими автомобильными дорогами общего пользования. Исходя из этого, временное ограничение или прекращение движения автомобильного транспорта по улице Пролетарская города Ардона относится к компетенции Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, которая осуществляется им в установленном порядке.
5.2. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в пункте 4 статьи 24 предусматривает, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, информирование участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения производится с помощью соответствующих технических средств, в том числе дорожных знаков. Положения раздела 3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, устанавливают исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых участники дорожного движения вправе отступать от требований запрещающих знаков. При этом наличие разового или постоянного пропуска на право проезда под запрещающий знак, предусмотренного оспариваемым постановлением, среди этих условий отсутствует.
Пунктом 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Следовательно, установление оспариваемым постановлением пропускной системы проезда грузового автотранспорта на территорию центральной части города Ардона не соответствует федеральному законодательству и противоречит части 2 статьи 14 и части 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, ограничивая движение грузового автотранспорта по автомобильной дороге общего пользования республиканского значения введением пропускной системы проезда по ней грузового автотранспорта, глава администрации местного самоуправления Ардонского района вышел за пределы своей компетенции, чем по существу ограничил конституционные права и свободы граждан.
Орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, в том числе защищая права и законные интересы граждан при обеспечении безопасности дорожного движения путем ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах, исходя из того, что он не вправе лишать граждан их правомочий, если такие ограничения не установлены федеральным законом, а их реализация не отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Этим, однако, не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания для решения общих задач, непосредственно связанных с деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, в интересах населения муниципального образования.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" не соответствуют Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (части 2), 18, 19, 27, 34 и 63 (части 1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 55, 56, 57 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать пункт 1 постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" не соответствующим статьям 14 (части 2), 18, 19, 27, 34 и 63 (части 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания в той мере, в какой он устанавливает ограничение движения грузового автотранспорта по улице Oролетарская города Ардона.
2. Признать пункты 2 и 3 постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" не соответствующим статьям 14 (части 2), 18, 19, 27, 34 и 63 (части 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
3. Правоприменительные решения, основанные на положениях постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта", которые признаны не соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания, должны быть пересмотрены в установленном порядке.
4. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания "Рухс".
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 декабря 2006 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2006 года N 132 "Об ограничении движения грузового автотранспорта" в связи с запросом гражданина Амбарцумяна Армена Вартановича"
Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления официально опубликован не был