Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.М. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Л.Д. Бокоевой,
с участием представителя администрации местного самоуправления Кировского района Э.Г. Козаева, заместителя Председателя Северо-Осетинского республиканского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества А.Г. Будылина, заместителя начальника отдела дознания и административной практики Управления государственного пожарного надзора Государственного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания С.Г. Чечулина,
руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2006 года N 109 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов".
Поводом к рассмотрению дела, согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", явился запрос гражданина М.Х-М. Бетрозова о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановления главы администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2006 г. N 109 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемое заявителем постановление.
Заслушав в заседании сообщение судьи - докладчика А.В. Бежанова, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Главой администрации местного самоуправления Кировского района 2 июня 2006 года принято постановление N 109 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов", регулирующее отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности населения Кировского района Республики Северная Осетия-Алания. Данным постановлением утвержден перечень первичных средств пожаротушения как для индивидуальных жилых домов, так и для квартир в благоустроенных и неблагоустроенных домах в целях повышения противопожарной устойчивости жилых помещений на территории Кировского муниципального района.
По мнению заявителя М.Х-М. Бетрозова, оспариваемое постановление принято без учета материального положения отдельных категорий граждан, особенно пенсионеров, проживающих в индивидуальных жилых домах, что противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2, 14 и 63, устанавливающим приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность соответствия законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания как федеральным законам, так и Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
2. В соответствии с Европейской хартией 1985 года о местном самоуправлении органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти (ст.4).
В Российской Федерации местное самоуправление, посредством которого народ осуществляет свою власть в границах муниципального образования, признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя. Органы местного самоуправления самостоятельны при решении вопросов местного значения (ст. ст. 130, 131, 132 Конституции Российской Федерации). Признание местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания в качестве самостоятельного института, а также независимость его органов в осуществлении своих полномочий содержатся и в статье 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Законе Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания", которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также возможность решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2.1. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10).
Компетенцию указанных муниципальных образований составляют вопросы местного значения, перечисленные в статьях 14, 15, 16, а также вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, но осуществляемые органами местного самоуправления как дополнительные (ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Причем, в силу разновидности муниципальных образований вопросы местного значения носят индивидуальный характер для каждого вида муниципального образования. Вместе с тем, органы местного самоуправления одних муниципальных образований вправе решать любые иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований или органов государственной власти.
2.2. Одним из вопросов местного значения, согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также городского округа. Право на осуществление данного мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, закрепленное за поселением и городским округом, предусмотрено также и в статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Таким образом, что указанный вопрос местного значения относится к компетенции поселения и городского округа.
Конкретные же полномочия в этой сфере устанавливаются иными законодательными и подзаконными актами и вполне могут изменяться, не выходя за рамки указанного вопроса местного значения. Исходя из смысла статей 1, 19, 34 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также в соответствии с приложением N 1 к "Методическим рекомендациям органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденным министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, обеспечение первичных мер пожарной безопасности является частью комплекса мероприятий нормативно-правового регулирования соответствующими органами местного самоуправления по организации пожаротушения, одним из которых является утверждение перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов.
Таким образом, полномочие по утверждению перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов является одной из форм реализации вопроса местного значения поселения и городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
2.3. Наряду с вышеизложенным, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отдельных случаях наделяет муниципальный район всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения.
Муниципальный район как вид муниципального образования, согласно абзацу пятому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включает в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального района. При этом, согласно части 2 статьи 15 указанного Федерального Закона, органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в связи с низкой плотностью населения.
В связи с изложенным, органы местного самоуправления муниципального района обладают, помимо перечисленных в статье 15 вышеуказанного Закона, такими же полномочиями, что и органы местного самоуправления поселения, в том числе и полномочием по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, но только в случае их осуществления на межселенных территориях и территориях сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в связи с низкой плотностью населения.
Кировский муниципальный район Республики Северная Осетия-Алания, согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2005 года N 15-РЗ "Об установлении границ муниципального образования Кировский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - сельских поселений и установлении их границ", включает в себя только семь сельских поселений (Эльхотовское сельское поселение, Дарг-Кохское сельское поселение, Змейское сельское поселение, Иранское сельское поселение, Карджинское сельское поселение, Комсомольское сельское поселение, Ставд-Дуртское сельское поселение (ст. 3)). Территорий межселенческого типа либо территорий сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями согласно указанному Закону, в составе района нет. Следовательно, Кировский муниципальный район Республики Северная Осетия-Алания правами и полномочиями поселения не обладает.
Возможно, в дате вышеуказанного Закона допущена опечатка. См. Закон от 5 марта 2005 г. N 15-РЗ
2.4. В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции других муниципальных образований, в данном случае сельского поселения. Исключение из данного положения составляет статья 15 указанного Закона, в соответствии с которой органу местного самоуправления отдельного поселения, входящего в состав муниципального района, и органу местного самоуправления муниципального района, предоставлено право заключать соглашение о взаимной передаче части своих полномочий с одновременным предоставлением субвенций на их финансирование. Таким образом, допускается ситуация асимметричных полномочий между органами местного самоуправления.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено отсутствие каких-либо соглашений по рассматриваемому вопросу местного значения между сельскими поселениями, входящими в состав Кировского района, с самим муниципальным районом, что также свидетельствует об отсутствии правового основания для принятия главой АМС Кировского района оспариваемого постановления.
3. Установленный частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" запрет на вмешательство одного муниципального образования в деятельность другого, в том числе муниципального района в деятельность сельского поселения, входящего в его состав, не означает отсутствие у муниципального района права принимать правовые акты рекомендательного характера в отношении сельского поселения, особенно если вопрос касается обеспечения безопасности населения муниципального района.
Пожарная безопасность как одна из наиболее значимых в сфере общественной безопасности, представляет собой состояние защищенности личности, его имущества и общества в целом от пожаров. За уровень этой защищенности отвечают перед обществом также и органы местного самоуправления вне зависимости от регулирования ими вопросов местного значения, поскольку местное самоуправление, являясь институтом публичной власти и формой его осуществления на местах, обязано обеспечивать такие конституционные гарантии как охрану жизни и здоровья человека и гражданина, защиту его прав и свобод, обеспечение сохранности его имущества и др.
В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления муниципального района Республики Северная Осетия-Алания, оценивая ситуацию общественной опасности, в том числе пожарной безопасности, а также установив отсутствие соответствующих муниципальных правовых актов, обеспечивающих безопасность жителей в сельских поселениях входящих в его состав, вправе обращать внимание глав поселений на необходимость принятия таких нормативных актов, включая и акты об утверждении перечня первичных средств пожаротушения в пределах своих территорий в целях обеспечения пожарной безопасности населения, либо рекомендовать соответствующий комплекс мероприятий. При этом при утверждении перечня первичных средств пожаротушения органы местного самоуправления поселений должны руководствоваться специальными правилами, инструкциями, методическими рекомендациями и иными нормативными актами Российской Федерации и законодательства Республики Северная Осетия-Алания о пожарной безопасности.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 54, 55, 56, 57, 60, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать постановление главы администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2006 года N 109 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов" в части установления вида и количества первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов не соответствующим статьям 8, 14 (части 2), 110 (части 1) и 63 (части 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания с точки зрения установленного Конституцией Республики Северная Осетия-Алания разграничения компетенции между органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания.
2. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Кировского района Республики Северная Осетия-Алания "Разма".
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2006 года N 109 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов" в связи с запросом гражданина Бетрозова Марата Хаджи-Муратовича"
Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления официально опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" март-апрель 2009 г. N 2 (Дата подписания номера в печать 5 августа 2009 г. )