Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кусабкулова Р.Р.
установил:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 Кусабкулов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А. просит изменить постановление судьи городского суда, с исключением указания на назначение Кусабкулову Р.Р. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
Кусабкулов Р.Р, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении вышеуказанного протеста в установленный срок свои возражения на данный протест не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 N 115-ФЗ). согласно статье 2 которого, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона и др.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Кусабкулова Р.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что 18 февраля 2020 в 16 часов 00 минут при проверки документов по адресу: "адрес", выявлен Кусабкулов Р.Р, находившийся на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, чем нарушил правила миграционного учета на территории Российской Федерации.
Согласно материалам, поступившим из МВД по Республики Татарстан, Кусабкулов Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицо без гражданства, уроженец города Караганда Казахской ССР.
Из объяснений Кусабкулова Р.Р, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении следует, что Кусабкулов Р.Р. прибыл на территорию Российской Федерации в 2001 в возрасте 17 лет, примерно с 2001-2002 проживает в городе Альметьевске Республики Татарстан, гражданства Российской Федерации не имеет, гражданство Республики Казахстан не принимал.
С 19 февраля 2020 по постановлению судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 содержится в ЦВСИГ Управления МВД России по г. Набережные Челны.
С целью документирования Кусабкулова Р.Р. отделом иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республики Татарстан 20 февраля 2020 направлен запрос в Консульский отдел Республики Казахстан город Казань (исходящий N).
5 марта 2020 согласно Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 7 июня 2012 ОИК УВМ МВД по Республике Татарстан начальнику ГУВМ МВД России направлен запрос о реадмиссии и материалы на гражданина Кусабкулова Р.Р. (исходящий N).
ДД.ММ.ГГГГ направлен повторный запрос в Консульский отдел Республики Казахстан в городе Казань (исходящий N).
Генеральное консульство Республики Казахстан в городе Казань, рассмотрев письмо об определении принадлежности к гражданству Республики Казахстан Кусабкулова Р.Р. представило информацию, согласно которой из Управления миграционной службы Департамента полиции по Карагандинской области поступил ответ, что Кусабкулов Р.Р. по учетным данным УМС ДП по Карагандиской области зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета не значится. По данным паспортной базы ДТС МСВД Республики Казахстан документированным удостоверением личности либо паспортом гражданина Республики Казахстан не значится. На основании изложенного Кусабкулов Р.Р. гражданином Республики Казахстан не является.
Таким образом, Кусабкулов Р.Р. является лицом без гражданства и реальная возможность его выдворения за пределы Российской Федерации утрачена, поскольку документов, удостоверяющих личность, Кусабкулов Р.Р. не имеет.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" положения статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 22, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае при отсутствии документа, удостоверяющего личность, а также государства, готового его принять, Кусабкулов Р.Р, помещенный в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по г.Набережные Челны, может быть лишен свободы на неопределенный срок.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 N 14-П задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ также указал, что в силу части 5 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", является факультативной мерой, то есть. зависит от усмотрения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, а следовательно, ее применение в отношении конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства должно быть действительно необходимо для обеспечения его принудительного выдворения. Прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п, ), с тем, чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что исполнение административного наказания в виде административного выдворения Кусабкулова Р.Р. за пределы Российской Федерации в настоящее время является невозможным, иной процедуры пересмотра судебных актов при изложенных обстоятельствах действующим законодательством не предусмотрено, постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 подлежит изменению, путем исключения из него указания на назначение Кусабкулову Р.Р. данного вида наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. удовлетворить.
Постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 изменить: исключить из постановления указание на назначение Кусабкулову Р.Р. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 оставить без изменения.
.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.