Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи фио
судей фио, фио
при помощнике судьи фио
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе представителя наименование организации по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В иске наименование организации к фио о возмещении затрат, связанных с обучением работника, отказать.
Во встречном иске фио к наименование организации о признании ученического договора недействительным, отказать.
УСТАНОВИЛА:
наименование организации обратилось в суд к фио с иском о возмещении затрат, связанных с обучением, в размере сумма и расходов по уплате госпошлины в сумме сумма
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что дата фио был принят на работу в наименование организации на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов и с ним заключен трудовой договор N 248 от дата, в дальнейшем дата, дата и дата между ОАО (ПАО) "Аэрофлот - российские авиалинии" и фио были заключены ученические договоры, соответственно, N 176\248 на переподготовку на новый тип воздушного судна (самолет SSJ-100) в качестве второго пилота, N 1324\248 на переобучение для получения новой специальности (профессии) по месту нахождения организации (командир воздушного судна SSJ-100) и N 788\248 на переподготовку на новый тип ВС (Б-737) в качестве второго пилота, в соответствии с которыми ответчик был направлен на переобучение за счет средств работодателя, по окончании переобучения ответчику была присвоена квалификационная отметка второго пилота воздушного судна SSJ-100 и выдано Свидетельство N 101399 от дата. Приказом N 125.11\1-356\л от дата фио был переведен на должность второго пилота летного отряда воздушных судов ВС RRJ-95 департамента производства полетов наименование организации, а приказом N 125.11\1-65\л от дата - на должность командира воздушного судна летного отряда воздушных судов SSJ-100 Департамента производства полетов. По условиям ученического договора N 176\248 от дата фио обязался проработать в наименование организации не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности (п.2.1.4), по ученическому договору N 1324\248 от дата - не менее 3-х лет после окончания ввода в строй по специальности, а по ученическому договору N 788\248 - не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности. Приказом N 2531\л от дата фио, на основании личного заявления от дата, был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Учитывая, что ответчик в нарушение принятых на себя по договорам обязательств не проработал в наименование организации 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности и уволился по собственному желанию без уважительных причин, то обязан возместить наименование организации стоимость обучения пропорционально не отработанному времени. В адрес фио были направлены уведомления об образовавшейся задолженности по ученическим договорам, однако до настоящего времени имеющаяся задолженность не погашена.
Возражая против исковых требований наименование организации, фио предъявил встречный иск о признании Ученического договора N 1324\248 от дата недействительным, мотивируя тем, что названный ученический договор противоречит условиям Трудового кодекса Российской Федерации, коллективного договора и иным соглашениям, так как его профессиональное переобучение по существу являлось повышением квалификации, направление на которое относится к обязанности работодателя.
В судебное заседание представитель наименование организации явилась, исковые требования поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать.
фио и его представитель в суд явились, против удовлетворения исковых требований наименование организации возражали, встречный иск поддержали.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель наименование организации в апелляционной жалобе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата решение Пресненского районного суда адрес от дата было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба наименование организации - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата - отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При новом апелляционном рассмотрении представитель наименование организации по доверенности фио в суд явилась, апелляционную жалобу поддержала.
фио и его представитель адвокат фио на заседание судебной коллегии явились, против удовлетворения апелляционной жалобы наименование организации возражали.
Проверив материалы дела, выслушав представителя наименование организации по доверенности фио, фио и его представителя адвоката фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно их.
Таким образом, задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы и материалам дела, имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата между наименование организации и фио был заключен трудовой договор N 248, по условиям которого фио был принят на работу в наименование организации на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов (т.1 л\д 12-18).
Согласно пункту 5.1 трудового договора работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном ТК РФ.
Пунктом 6.2 трудового договора определено, что работодатель обязан обеспечить повышение профессиональной подготовки и квалификации в порядке, предусмотренном правовыми актами государственных органов гражданской авиации России и действующими нормативными актами наименование организации.
Приказом заместителя генерального директора - летного директора наименование организации N 125\11\1-318\у от дата, в соответствии с графиком переподготовки летного состава дата, фио был направлен в ДПАП для прохождения специальной программы переподготовки ЛС ВС RRJ-95 (SSJ-100) в качестве второго пилота с дата по дата с сохранением на время профессиональной подготовки места работы (должности) (т.1 л\д 26).
Приказом N 151-339 от дата пилот УЛО фио зачислен с дата в ДПАП на курсы по программе "Переучивание летного состава на ВС RRJ-95 (SSJ-100) в качестве вторых пилотов" (т.1 л\д 27).
дата между наименование организации и фио был заключен Ученический договор на переподготовку на новый тип ВС N 176\248, начало переподготовки дата. Предметом договора являлась переподготовка работка на самолет SSJ-100 в качестве второго пилота (пункт 1.3).
Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7 ученического договора).
В соответствии с пунктом 2.1.4 ученического договора фио принял на себя обязательство проработать в наименование организации не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности.
фио также обязался возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях: увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9 (пункт 2.1.5 ученического договора).
Исходя из раздела 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет сумма
Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет сумма\час, но не менее сумма\ курс.
Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 Трудового кодекса российской Федерации возмещает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1 - 5.1.3), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).
Приказом N 151-463 от дата постановлено считать фио окончившим дата переподготовку на ВС RRJ-95 (SSJ-100) в качестве второго пилота.
Приказом N 125.11\1-748\у от дата фио был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота RRJ-95 (SSJ-100) по варианту N 3 согласно ППЛС с дата по дата.
Согласно Протоколу заседания Местной квалификационной комиссии наименование организации N 22 от дата, на основании представленных документов, результатов проверки теоретических знаний и практической работы авиаспециалистов, Местная квалификационная комиссия наименование организации постановила:в связи с окончанием прохождения программы ввода в строй, целесообразно внести в свидетельство авиаспециалиста квалификационную отметку - фио, линейному пилоту ГА, RRJ-95 (SSJ-100) - второй пилот ВС RRJ-95 (т.1 л\д 31).
Приказом N 125.11\1-834\у от дата постановлено, на основании контрольно-проверочного полета и решения заседания Местной квалификационной комиссии наименование организации, считать дата датой завершения ввода в строй в качестве второго пилота RRJ-95 (SSJ-100) фио (т.1 л\д 30).
Приказом N 125.11-356\л от дата фио был переведен на должность второго пилота летного отряда воздушных судов SSJ-100 (т. 1 л\д 32).
дата ПОА "Аэрофлот", в связи с проведением плановых учебных сборов про программе подготовки КВС-стажеров, был издан приказ N 125.11\1-935\у о направлении фио в Департамент подготовки авиационного персонала (ДПАП) на учебные курсы по программе КВС-стажеров с дата по дата (т.1 л\д 38-39).
Согласно приказу N 151-92 от дата фио, прошедший курсы подготовки пилотов-кандидатов на ввод в строй в качестве КВС, считался окончившим теоретическое обучение (т. 1 л\д 41).
Приказом N 125.11\1 - 1851\у от дата, в связи с прохождением программы подготовки кандидатов на должность КВС и после выполнения контрольно-проверочных полетов согласно ППЛС ВС RRJ-95, фио был допущен к вводу в строй в качестве командира ВС ЛО ВС SSJ-100 по варианту подготовки N 5 с оплатой по среднему заработку в соответствии с п.4.1 Положения об оплате труда летного состава (приказ наименование организации N 271 от 2224.05.2012 года с изменениями и дополнениями к нему).
дата между наименование организации и фио был заключен Ученический договор на переобучение для получения новой специальности (профессии) по месту нахождения организации N 1324\248 по программе подготовки второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС типа SSJ-100 без отрыва от работы, начало переобучения дата (т.1 л\д 33-37).
Место переобучения: департамент производства полетов (пункт 1.4 ученического договора).
Переобучение производится в соответствии с прилагаемым расписанием занятий, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.6 ученического договора).
Пунктами 2.1.1-2.1.3 ученического договора определено, что работник обязан выполнять учебный план, соблюдать учебную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда; предоставлять по требованию работодателя необходимые документы успеваемости (журнал учета посещаемости занятий, зачетную ведомость и др.); пройти и в трехдневный срок предоставить работодателю протокол заседания летной комиссии ВКК ГА ФАВТ.
В соответствии с пунктом 2.1.4 фио принял на себя обязательство проработать в наименование организации не менее 3 лет с даты окончания ввода в строй по специальности в качестве командира ВС SSJ-100.
Согласно разделу 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет сумма
Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет сумма\ час, но не менее сумма\час.
Пункты 2.1.5, 5.1 и 5.2 названного ученического договора по своему содержанию аналогичны таким же пунктам ученического договора N 176\248 от дата.
дата Местная квалификационная комиссия наименование организации, на основании представленных документов, результатов проверки теоретических знаний и практической работы авиаспециалистов и в связи с окончанием прохождения программы подготовки, постановиладопустить к самостоятельным полетам в качестве командира ВС RRJ-95 фио, линейного пилота ГА ЛО SSJ-100 (т.1 л\д 44).
Приказом N 125.11-201\у от дата, на основании контрольно-проверочного полета и решения заседания Местной квалификационной комиссии наименование организации, было постановлено считать дата датой завершения ввода в строй в качестве командира ВС RRJ-95 фио
Приказом N 125.11-65\л от дата фио был переведен на должность командира воздушного судна Летного отряда воздушных судов SSJ-100 Департамента производства полетов (т.1 л\д 46).
На основании приказа 125.11\1-2058\у от дата фио был направлен с дата по дата в Департамент подготовки авиационного персонала для прохождения обучения по программам:
- специальная короткая "Переподготовка ЛС на ВС Б737" в качестве второго пилота;
- "Аварийно-спасательная подготовка членов летных экипажей на этапе переподготовки на ВС Б737";
- "Водная аварийно-спасательная подготовка летных экипажей ВС", с сохранением на время профессиональной подготовки места работы (должности) и средней заработной платы согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации и п.4.10 Коллективного договора (т.1 л\д 32).
Приказом N 151-1196 от дата фио был зачислен с дата в департамент подготовки авиационного персонала на курсы обучения по программе "Переподготовка ЛС на самолет Б-737NG", утвержденной дата.
дата между наименование организации и фио был заключен Ученический договор на переподготовку на новый тип ВС N 788\248 по программе переподготовки на самолет Б-737 в качестве второго пилота, начало переподготовки - дата, завершение переподготовки - дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности (т.1 л\д 47-51).
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7 ученического договора).
Переподготовка осуществляется с отрывом производства в сроки, указанные в приказе работодателя об обучении работника и оплачивается по среднему заработку (пункт 1.10 ученического договора).
В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 ученического договора фио принял на себя обязательство проработать в наименование организации не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности и возместить работодателю денежные средства, затраченные на переподготовку работника согласно пунктам 5.1.1-5.1.4, в определенных договором случаях.
Исходя из раздела 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет сумма, стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет сумма \час.
Приказом N 125.11\124\у от дата срок переподготовки фио на самолет Б-737 в департаменте подготовки авиационного персонала продлен с дата по дата согласно графику прохождения тренажерной подготовки.
Согласно приказу N 151-22 от дата переподготовка фио на ВС В-737 NG считалась оконченной дата.
дата фио было выписано Свидетельство N 101399 о том, что он в период с дата по дата обучался в Департаменте подготовки авиационного персонала наименование организации по программе "Переподготовка летного состава на самолет Boeing-737NG" (в объеме 190 часов).
Содержание курса: наземная подготовка (СВТ) - 100 часов, подготовка на процедурном тренажере (FTD) - 42 часа, подготовка на подвижном тренажере (FFS) - 48 часов (т.1 л\д 56).
Приказом N 125.11-254\у от дата, в связи с завершением переподготовки, фио - командир ВС ЛО SSJ-100 был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ВС Б-737 по варианту N 3 согласно ППЛС с оплатой по среднему заработку в соответствии с п.4.1 Положения об оплате труда летного состава (Приложение 4 к Положению об организации, формах и системах оплаты труда в наименование организации, утвержденному приказом N 450 от дата).
Приказом N 2531\л от дата фио, на основании личного заявления от дата, был уволен с должности командира воздушного судна Летного отряда воздушных судов SSJ-100 N 2 Департамента производства полетов по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
дата и дата наименование организации направило в адрес фио уведомления о необходимости возместить денежные средства в соответствии с пунктом 5 ученических договоров.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на положения статей 197, 198, 199, 200, 207, 249 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований наименование организации о возмещении расходов, понесенных на обучение фио, поскольку из содержания ученических договоров следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника не определена, объективные и допустимые доказательства непосредственно проведения учебного процесса и документы, свидетельствующие об окончании теоретического и тренажерного курса, наименование организации в суд не представило. Также суд указал на то, что сведения о количестве часов, необходимых для ввода в строй в рейсовых условиях, и точной дате окончания переподготовки работника ученические договоры не содержат. Кроме того, суд учел, что доказательства, подтверждающие реальный размер расходов работодателя, понесенных в связи переподготовкой фио, в материалах дела отсутствуют, а представленный наименование организации Прейскурант стоимости обучения летных специалистов наименование организации по программам подготовки к вводу в строй в качестве второго пилота носит общий характер и таким доказательством не является.
Отказывая фио в удовлетворении встречного иска к наименование организации о признании ученического договора N 1324\248 от дата недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что названный ученический договор нормам Трудового кодекса Российской Федерации не противоречит и, кроме того, фио был пропущен установленный статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности на обращение в суд с указанными требованиями.
С такими выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда и апелляционным определением от дата оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата, судебная коллегия по гражданским делам второго кассационного суда общей юрисдикции указала на то, что судами не учтены условия ученического договора, устанавливающие, что целью заключенных с фио ученических договоров являлось получение им квалификации второго пилота воздушного судна и командира ВС типа SSJ-100, по окончании обучения ответчику была присвоена соответствующая квалификация, что подтверждено выданными ему свидетельствами. При этом судами не выяснено, являлось ли данное обучение основанием для внесения новой квалификации в свидетельство пилота ответчика и возникли ли у него самостоятельные права по управлению воздушным судном. Кроме того, судами не дан правовой анализ условиям ученического договора применительно к установлению стоимости переподготовки фио, не дана оценка всем представленным доказательствам в целях достоверного установления какие расходы были фактически понесены истцом именно на обучение ответчика, исходя из конкретных периодов и этапов его обучения, составляющих частей затрат и их оснований.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Принимая во внимание изложенное, а также нормы трудового законодательства, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к следующему.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в адрес дата на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Отказывая наименование организации в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт несения работодателем расходов на переобучение фио в заявленной в иске сумме - сумма, а также несоответствия ученических договоров требованиям статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации в части указания в ученических договорах размера фактически затраченных работодателем денежных средств именно на обучение работника фио и конкретной даты окончания переобучения.
В апелляционной жалобе наименование организации ссылается на то, что в процессе рассмотрения и разрешения настоящего спора судом первой инстанции факт прохождения фио переобучения под сомнение не ставился, в связи с чем документы об окончании теоретического и тренажерного курса и выполнении тренировки в рейсовых условиях не предоставлялись.
В целях проверки приведенных доводов апелляционной жалобы судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ были истребованы и приобщены к материалам дела новые доказательства, а именно: платежные поручения, Классный журнал ДПП Специальная программа профессиональной переподготовки "Переподготовка ЛС на ВС RRJ-95", Классный журнал ДПП "КВС-стажеры", Классный журнал Программа "Переподготовка ЛС на самолет Boeing-737NG", Свидетельство пилота коммерческой авиации, копия Летной книжки фио
Исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с фио в пользу наименование организации расходов, связанных с обучением, в сумме сумма, ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от дата N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от дата N 240 (зарегистрирован Минюстом России дата, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от дата N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от дата N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.
В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).
Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от дата N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия из знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":
должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна;
должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от дата N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа до допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Из содержания искового заявления усматривается, что наименование организации заявлены требования о взыскании с фио затрат, связанных с обучением, по трем ученическим договорам в общей сумме в размере сумма (с учетом НДС), включающей в себя расходы на переподготовку и расходы по вводу в строй:
сумма (сумма (стоимость переподготовки) + сумма (стоимость ввода в строй) = сумма : 1827 дней (срок обязательной отработки) х 838 дней (не отработано) = сумма) - по ученическому договору N 176\248 от дата;
сумма (сумма (стоимость ввода в строй) : 1095 дней (срок обязательной отработки) х 715 дней (не отработано) = сумма) - по ученическому договору N 1324\248 от дата;
сумма (сумма (стоимость переподготовки) : 1826 дней (срок обязательной отработки) х 1826 дней (не отработано дней) = сумма) - по ученическому договору N 788\248 от дата.
Судебная коллегия полагает, что исковые требования ПОА "Аэрофлот-российские авиалинии" в части взыскания с фио расходов, связанных с оплатой стоимости переподготовки по ученическому договору N 176\248 от дата и по ученическому договору N 788\248 от дата, являются обоснованными и подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).
Правила оценки доказательств установлены статьей 67 ГПК РФ, согласно части 1 которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
В обоснование исковых требований наименование организации представило в суд Сертификат АУЦ N 3 от дата (т.2, л\д 5) и Приложение к сертификату АУЦ N 3, выданному дата (т.2, л\д 6-19), Лицензию N 036098 от дата на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (т.2 л\д 20), Руководство по производству полетов (т.3 л\д 9-20), Программу подготовки летного состава на ВС RRJ-95 (т.1 л\д 145-189), Программу профессиональной переподготовки "Переподготовка летного состава на самолет RRJ-95" (т.2 л\д 117-120), программу и методику аварийно-спасательной подготовки летных и кабинных экипажей на этапе переучивания на ВС RRJ-95 В (т.2, л\д 121-123), Программу профессиональной переподготовки "Переподготовка летного состава на самолет BOEING-737NG" (т.2 л\д 23-48), Программу аварийно-спасательной подготовки летных экипажей на этапе переподготовки ВС В-737 (т.2, л\д 221-222), Программу водной аварийно-спасательной подготовки летных экипажей ВС (т.2 л\д 218-220).
Согласно пункту 5.2.1 Руководства по производству полетов эксплуатанта РД-ГД-001 наименование организации в зависимости от специальности, уровня подготовленности и опыта работы членам экипажей воздушных судов, а также другим лицам авиационного персонала выдается соответствующее свидетельство.
Каждый член экипажа воздушного судна должен отвечать требованиям к обладателям свидетельств установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от дата N 147, и иметь действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.
Пунктом 5.2.2 названного Руководства определено, что обладатель свидетельства имеет право выполнять функции члена экипажа или других лиц авиационного персонала в соответствии с квалификационными отметками и допуском к самостоятельным полетам (работе) на конкретных типах воздушных судов или к работе по обеспечению полетов.
Обладатель свидетельства пользуется правами, предусмотренными данным свидетельством, и квалификационными отметками лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, а его опыт (стаж работы, налет часов, тренажерная подготовка, перерыв в полетах) отвечает установленным требованиям.
Для получения свидетельства более высокого класса пилот должен соответствовать требованиям, установленным Федеральными авиационными правила и к уровню знаний, навыков и умений обладателя свидетельства более высокого класса, а также получить необходимый практический опыт по управлению воздушным суднам соответствующего вида.
Для получения свидетельства более высокого класса полностью засчитывается суммарное время налета, в течение которого:
- обладатель свидетельства пилота выполняет функции второго пилота воздушного судна, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, включающим второго пилота;
- обладатель свидетельства второго пилота выполняет обязанности и функции командира воздушного судна под контролем командира воздушного судна (командир воздушного судна под наблюдением).
Пилот может быть назначен в качестве КВС под наблюдением для управления ВС с количеством пассажирских мест 103 и менее, если он имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота, а для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного или коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна.
В пункте 5.2.2.2 Руководства приведены требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота.
В пункте 5.2.4 Руководства указано, что к прохождению переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации допускаются члены летных экипажей гражданской авиации, либо члены летных экипажей других видов авиации, прошедшие дополнительную подготовку в объеме, необходимом для получения свидетельства специалиста гражданской авиации, годные к летной работе по состоянию здоровья, с учетом возраста, квалификации, стажа работы по специальности, образования и профессиональных качеств.
Переподготовка кандидатов на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации производится в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования и в авиационных учебных центрах либо в зарубежных учебных центрах, прошедших процедуру одобрения и признания в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Руководства после окончания переподготовки на новый тип ВС на основании сертификата, выданного авиационным учебным центром, орган по выдаче свидетельств вносит в свидетельство члена летного экипажа квалификационную отметку о типе воздушного судна.
Из материалов дела усматривается, что по окончании обучения фио было выдано Свидетельство N 101399 о том, что в период с дата по дата он обучался в Департаменте подготовки авиационного персонала наименование организации по программе "Переподготовка летного состава на самолет Boeing-737NG" (Т.1 Л\Д 56). Содержание курса: "Наземная подготовка (ВСТ) - 100 часов, Подготовка на процедурном тренажере (FTD) - 42 часа, Подготовка на подвижном тренажере (FFS) -48 часов.
Согласно летной книжке фио в нее были внесены следующие сведения о результатах тренировки, проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы в полете:
- дата, RRJ-95, проверка на допуск к самостоятельным полетам - Квалификация линейного пилота ГА с правом полетов в качестве второго пилота на МАЛ соответствует;
- дата, RRJ-95, проверка на подтверждение квалификации по специальности - Квалификации линейного пилота ГА в качестве второго пилота с правом полетом на МАЛ соответствует;
- дата, RRJ-95, проверка на допуск к самостоятельным полетам - Квалификация линейного пилота соответствует, можно допустить к самостоятельным полетам в качестве командира ВС;
- дата, В-737 NG, проверка после переучивания на тип - Квалификация линейного пилота ГА соответствует, может проходить программу ввода в строй в качестве второго пилота-стажера на ВС В-737 NG;
- дата - Проверка техники пилотирования, навигации и выполнения нормальных процедур с оценкой управления ресурсами кабины экипажа с правого пилотского сидения. Квалификация линейного пилота ГА, второго пилота ВС Боинг-757 соответствует.
Соответствующие отметки также были сделаны в графе Прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки летной книжки фио
Из изложенного следует, что в рамках заключенных с наименование организации ученических договоров фио прошел обучение по программе "Переучивание летного состава на ВС RRJ-95 (SSJ-100) в качестве вторых пилотов", переобучение для получения новой специальности (профессии) по программе подготовки второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС типа SSJ-100 без отрыва от работы, переподготовку на новый тип ВС N 788\248 по программе переподготовки на самолет Б-737 в качестве второго пилота и обучение по программам: специальная короткая "Переподготовка ЛС на ВС Б737" в качестве второго пилота; "Аварийно-спасательная подготовка членов летных экипажей на этапе переподготовки на ВС Б737"; "Водная аварийно-спасательная подготовка летных экипажей ВС".
Таким образом, принятые на себя по ученическим договорам обязательства наименование организации перед фио выполнило.
В подтверждение понесенных на переподготовку фио расходов наименование организации представило в суд приведенные выше Программы, утвержденные Росавиацией (том 3), по которым фио проходил переобучение, с указанием нормативов (часов), необходимых для того, чтобы обучение считалось законченным, Стоимость переобучения летных специалистов на новый тип ВС на базе ДПАП наименование организации (т.1 л\д 132), Стоимость переобучения летных специалистов наименование организации на новый тип ВС (теоретическая подготовка, тренажерная подготовка, летная подготовка) и Прейскурант цен и тарифов N 04\2013-РФ на услуги авиационного и неавиационного характера, оказываемые наименование организации авиакомпаниям и другим пользователям Российской Федерации (т.2 л\д 50-51).
Также наименование организации представило платежные документы, свидетельствующие о расходах работодателя, понесенных на переобучение фио во исполнение обязательств по ученическим договорам, связанных с оплатой труда сотрудников, закрепленных за тренажером, оплатой электроэнергии в учебных классах, арендной платой за использование часов на полнопилотажном тренажере и т.д (т.2, т.4).
Доводы фио о том, что доказательства реального размера расходов работодателя, понесенных в связи с его переподготовкой, в материалах отсутствуют, судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку в указанной части расходы наименование организации подтверждены соответствующими Программами, разработанными эксплуатантом полном соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от дата N 399, и в пределах предоставленных ему полномочий.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что Федеральное агентство воздушного транспорта, будучи согласно действующему правовому регулированию государственным органом, уполномоченным на выдачу и аннулирование свидетельств коммерческого и линейного пилотов, а также выдачу сертификатов авиационным учебным центрам и утверждение Программ профессиональной переподготовки и подготовки кандидатов на получение свидетельств и квалификационных отметок, уполномочено также и на осуществление контрольной функции по выявлению в представленных эксплуатантом на утверждение Программах недостоверных сведений, в том числе, касающихся объема тренировок, режима занятий, учебного плана (теоретические и практические занятия), стоимости соответствующих занятий, количества часов наземной, тренажерной и практической подготовки и т.п. При осуществлении властных полномочий данный государственный орган должен руководствоваться среди прочего федеральным законодательством и федеральными авиационными правилами.
Сведения о том, что разработанные и применяемые наименование организации Программы подготовки и переподготовки летного состава и Прейскуранты цен и тарифов с указанием стоимости оказываемых услуг в установленном порядке признаны не соответствующими закону и Федеральным авиационным правилам или отменены, в материалы дела не представлены.
Учитывая, что теоретическое обучение и тренажерную подготовку, согласно представленным в дело приказам, фио проходил в составе группы слушателей, то, соответственно денежные средства перечислялись наименование организации централизованно за всех обучающихся.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с фио в пользу наименование организации расходы на переподготовку пропорционально неотработанному времени в сумме сумма, исходя из следующего расчета:
- по ученическому договору N 176\248 от дата:
сумма (стоимость переподготовки без учета НДС) : 1827 дней (срок обязательной отработки) х 838 дней (не отработано) = сумма
- по ученическому договору N 788\248 от дата:
сумма (стоимость переподготовки без учета НДС) : 1826 дней (срок обязательной отработки) х 1826 дней (не отработано дней) = сумма
Всего с фио в пользу наименование организации подлежит взысканию денежная сумма в размере сумма и расходы по уплате госпошлины в сумме сумма
Между тем, требования наименование организации о взыскании с фио стоимости ввода в строй, являются неправомерными и удовлетворению не подлежат, в силу следующего.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что одним из обязательных условий ученического договора являются условия о размере оплаты в период ученичества. По соглашению сторон в ученический договор могут включаться иные условия, не противоречащие закону и соглашению сторон. При этом условия договора не должны вызывать сомнений в их толковании и применении.
Вместе с тем из содержания ученических договоров, заключенных наименование организации с фио, следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника в части, касающейся расходов на ввод в строй, в нем не определена.
Согласно условиям ученических договоров стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет твердую сумму, однако стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты, то есть в итоге она зависит от количества часов ввода в строй и составляет различные суммы (сумма\час, но не менее сумма\ курс, сумма\ час, но не менее сумма\час. и сумма \час. (без учета НДС)).
При этом количество часов, необходимое для ввода в строй в рейсовых условиях фио, и точная дата окончания его переподготовки договорами не предусмотрены, завершение переподготовки обусловлено датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности, что повлечет, в случае продления ввода в строй к увеличению часов полетов и, соответственно, к увеличению стоимости этапа переподготовки - ввода в строй в рейсовых условиях, а также общей стоимости переподготовки работника.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации о заключении ученического договора на срок, необходимый для получения соответствующей квалификации, и пунктов ученического договора о завершении переподготовки работника, определяемом датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях, работодатель не установилв договорах срок, необходимый для получения фио квалификации второго пилота и командира воздушного судна, в том числе необходимую продолжительность этапа переподготовки - ввода в строй в рейсовых условиях.
Более того, в силу приведенных выше правовых норм ввод в строй членов летного экипажа осуществляется в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой эксплуатанта, которая может включать в себя летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях.
Доказательства невозможности проведения летной подготовки фио в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту наименование организации в суд не представило.
В подтверждение обоснованности несения расходов на обучение, связанных с вводом фио в строй, наименование организации представило калькуляцию фактических расходов наименование организации на стажировку в рейсовых условиях, в которой приведен следующий алгоритм расчета: фонд оплаты труда инструкторов, затраты пилота на бортовое питание, общехозяйственные расходы Департамента производства полетов, административно-управленческие расходы (расходы на содержание подразделений аппарата управления (кадры, бухгалтерия, охрана, труда, ИТ-блок, фин.блок, юр.департамент идр.)).
Вместе с тем, из представленных в материалы дела распечаток электронной программы за период с дата по дата усматривается, что экипаж воздушного судна RRJ-95, в состав которого входил фио, совершал регулярные, в том числе международные, коммерческие рейсы с пассажирами на борту (т.1 л\д 190-208).
Таким образом, фио на этапе подготовки - ввод в строй осуществлял полеты в рейсовых условиях с пассажирами на борту, которые оплатили перелет путем приобретения билетов, входил в состав экипажа и выполнял обязанности члена летного экипажа под наблюдением.
При этом заявленная наименование организации к взысканию денежная сумма в виде заработной платы командира воздушного судна за совершение регулярного рейса с пассажирами на борту, обязанность по выплате, которой возникла у ПОА "Аэрофлот - российские авиалинии" на основании трудового договора, не подлежит включению в состав расходов, понесенных работодателем на обучение работника, так как доказательства начисления и выплаты соответствующей надбавки за инструктаж или наставничество, равно как и доказательства того, что при осуществлении рейсов без фио на борту заработная плата командира воздушного судна была бы иной, наименование организации в суд не представило.
Также в процессе рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела наименование организации не представило в суд доказательства, подтверждающие факт того, что приведенные выше расходы, были связаны именно с введением в строй фио, а не с расходами на обеспечение полетов регулярных, в том числе международных, рейсов с пассажирами на борту, равно как и не представило доказательства, свидетельствующие о необходимости осуществления ввода в строй фио в рейсовых, а не в аэродромных условиях.
Кроме того, в судебную коллегию фио было представлено Свидетельство пилота коммерческой авиации, в которое ранее были внесены квалификационные отметки о допуске к полетам на воздушном судне B-737 N G, второй пилот (дата), на воздушном судне Б-757-200, второй пилот-стажер (дата), на воздушном судне B-757-200, второй пилот (дата).
Согласно пункту 5.2.5 Руководства по производству полетов эксплуатанта РД-ГД-001 целью ввода в строй является закрепление практических навыков и повышение уровня квалификации летного специалиста в процессе летной тренировки в рейсовых полетах.
Объем программы подготовки определяется вариантом программы в зависимости от уровня профессиональной подготовки и предыдущего опыта полетов пилотов.
До начала тренировки в рейсовых условиях в летном подразделении пилот (летный специалист) должен пройти квалификационную проверку на тренажере и подготовку по применению аварийно-спасательного оборудования ВС.
В процессе ввода в строй новые виды тренировок не проводятся, осуществляется только закрепление ранее полученных навыков.
Учитывая изложенное, правовые основания для возложения на фио обязанности по возмещению работодателю расходов на обучение, связанных с вводом в строй, в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части отказа наименование организации в удовлетворении исковых требований к фио о возмещении затрат, связанных с обучением работника, - является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с фио в пользу наименование организации расходов, связанных с обучением, в размере сумма и расходов по оплате госпошлины в сумме сумма; в удовлетворении остальной части исковых требований наименование организации - отказать.
В остальной части решение Пресненского районного суда адрес от дата является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата в части отказа наименование организации в удовлетворении исковых требований к фио о возмещении затрат, связанных с обучением работника, - отменить.
Принять по делу в данной части новое решение.
Взыскать с фио в пользу наименование организации расходы, связанные с обучением, в размере сумма и расходы по оплате госпошлины в сумме сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований наименование организации к фио - отказать.
В остальной части решение Пресненского районного суда адрес от дата - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя наименование организации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.