Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Техов В.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2020 года по административному исковому заявлению Техов В.Ю. к администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, главе администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Кузьмину С.Н, совету депутатов муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, главе муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Ковальчук О.В. о признании незаконными бездействия, обязании произвести действия.
По первой инстанции решение принято Всеволожским городским судом Ленинградской области 03 марта 2020 года номер дела N2а-2871/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Техова В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Техов В.Ю, обратился в Всеволожский городской суд Ленинградской области, указав, что бездействие руководителей органов муниципального самоуправления муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по исполнению требований федеральных законов, а также своих должностных обязанностей предусмотренных Уставом муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, полномочиями Главы муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, полномочиями Главы администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, а также положением об администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - ограничивают и ущемляют права административного истца на доступ в полном объёме к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления которая в силу федерального законодательства должна быть обязательно размещена в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных. В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просил суд:
- признать незаконным бездействие главы Ковальчук О.В, главы администрации Кузьмина С.Н. по исполнению требований Федерального закона N8 от 09.02.2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- обязать главу совета депутатов Ковальчук О.В, главу администрации Кузьмина С.Н. произвести действия по созданию пунктов подключения к сети "Интернет" в местах, доступных для пользователя информацией (в помещениях органов местного самоуправления муниципальных библиотек, других доступных для посещениях местах);
- обязать главу совета депутатов Ковальчук О.В, главу администрации Кузьмина С.Н. произвести действия по приведению интернет сайта http://toksovo-lo.ru/ B соответствие с требованиями ст.ст.13, 14 ФЗ N8, Постановления Правительства РФ N583 в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения, архивирования ранее не размещённой, своевременного обновления следующей информации и документов:
- сведения о полномочиях, задачах и функциях структурных подразделений органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
- сведения о задачах и функциях подведомственных организаций МП "Токсовская баня", МП "Токсовский ЖЭК", МП "ТЭККК";
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципального образования;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
- сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
- порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
- отчетная информация о достижении показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации;
- отчетная информация по реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации;
- паспорт набора данных к периодичности размещения и срокам обновления набора данных в сети "Интернет" о деятельности органов местного самоуправления;
- данные о структурном подразделении или уполномоченном должностном лице органов муниципального самоуправления муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области ответственном за исполнение требований ФЗ N84.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03.03.2020 г. иск удовлетворен частично: признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация), совета депутатов, главы совета депутатов Ковальчук О.В, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в сети Интернет информации, предусмотренной статьей 13 Федерального Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; в необеспечении пункта подключения к сети "Интернет" в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), в целях обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, обязав в течение 30 календарных дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации информацию, предусмотренную статьей 13 Федерального Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; создать пункт подключения к сети "Интернет" в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), в целях обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2020 года вышеуказанное решение в части удовлетворения требований к совету депутатов муниципального образования и главе муниципального образования Ковальчук О.В. - отменено, вынесено новое решение: об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части. В остальной части решение оставлено без изменения.
На определение суда апелляционной инстанции Техов В.Ю. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются нормами Федерального закона от 09.02.2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее ФЗ N8).
Согласно п.1 ст.4 ФЗ N8 основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В силу п.2 ст.6 ФЗ N8 доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
Статьей 13 названного закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов от 26.05.2011 N27 доменное имя в сети "Интернет" www.toksovo-lo.ru признан официальным сайтом муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Решением совета депутатов от 06.09.2011 г. N37 утверждено Положение "Об официальном сайте муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в сети "Интернет".
Согласно Разделу 5 Положения "Об официальном сайте муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в сети "Интернет", при создании базы данных сайта определена структура сайта и его содержание.
Суд первой инстанции, изучив официальный сайт http://toksovo-lo.ru/, пришел к выводу, что административными ответчиками не представлены доказательств размещения на официальном сайте муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области сведений и информации из числа, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также доказательств размещения предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ пункта подключения к сети "Интернет" в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), в целях обеспечения неограниченному кругу лиц доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, в связи с чем, частично удовлетворил исковые требования.
Факт отсутствия размещения на официальном сайте информации и пункта подключения к сети "Интернет" в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах) - сторонами в суде первой инстанции опровергнут не был.
Суд апелляционной инстанции признал выводы указанной части обоснованными и правомерными.
Однако, в части признания незаконным бездействия совета депутатов и главы муниципального образования Ковальчук О.В. и обязании совершить действие, выводы суда первой инстанции признаны незаконными по следующим основаниям.
Пунктом 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Как следует из пп. 21.1 и п.4 "Об официальном сайте муниципального образования "Токсовское городское поселение" в сети Интернет", являющийся приложением к решению совета депутатов от 06.09.2011 N37, владельцем информационного ресурса является администрация и общее руководство по его ведению возлагается на специалиста администрации, ответственного за работу сайта, назначенный распоряжением главы администрации.
Кроме того, техническое управление и хостинг сайта осуществляется в соответствии с положениями публичного договора N0-05/05/12-34 от 28.09.2015, заключенного между администрацией и ООО "СпейсВэб", согласно которому общество оказывает администрации услуги по регистрации доменного имени и предоставлению дискового пространства на сервере общества (услуги виртуального хостинга).
Аналогичные положения закреплены в договоре N 0-05/05/12-34 от 13.08.2018 г, заключенном между указанными лицами.
Таким образом, из представленных документов следует, что совет депутатов возложил полномочия по ведению сайта на администрацию, в связи с чем, правовые основания для признания незаконным бездействия и возложения обязанности по совершению действий на совет депутатов и главу муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Ковальчук О.В. - отсутствуют.
Доводы административного истца в части его согласия с выводами суда со ссылкой на положения п.5 ч.4 ст.36 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые устанавливают полномочие главы муниципального образования по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации - не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку глава муниципального образования действует во взаимосвязи с иными должностными лицами и органами местного самоуправления и призван обеспечивать законность в деятельности органов и должностных лиц в целом, в рамках своих полномочий.
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения требований к совету депутатов и главе муниципального образования Ковальчук О.В. обосновано отменено с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В остальной части решение суда правомерно оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Техов В.Ю. просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам в части ненаправления представительным органом местного самоуправления документов, подлежащих публикации на официальном сайте, в местную администрацию.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2020 года по административному исковому заявлению Техов В.Ю. к администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, главе администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Кузьмину С.Н, совету депутатов муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, главе муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Ковальчук О.В. о признании незаконными бездействия, обязании произвести действия, оставить без изменения, кассационную жалобу Техов В.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 24 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.