Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бакулина А.А, судей Петровой Т.Г, Панфёровой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4406/2020 по иску Бондарева Н. Н.ча к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе "адрес" о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 9 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 8 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Т.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бондарев Н.Н. обратился в суд с иском к УПФР в г. Вологде Вологодской области, в котором с учетом увеличения требований, просил признать решение УПФР в г. Вологде Вологодской области от 19 мая 2020 года N 01-14-02-197 незаконным, возложить на ответчика обязанность произвести ему единовременную выплату в размере 75000 рублей, установленную Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100.
В обоснование исковых требований Бондарев Н.Н. указал, что он приравнен к участникам Великой Отечественной войны как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, тогда как решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области N 01-14-02-197 от 19 мая 2020 года Бондареву Н.Н. отказано в установлении единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", поскольку заявитель не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную выплату.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 09 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 8 октября 2020 года исковые требования Бондарева Н.Н. к УПФР в городе Вологде Вологодской области о признании решения незаконным и возложении обязанности были удовлетворены.
В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Бондарев Н.Н, 17 сентября 1946 года рождения, является участником боевых действий в районе острова Даманского в составе войсковой части 64845а в период с 15 по 29 марта 1969 г.
6 апреля 1999 г. военным комиссариатом г. Вологды Бондареву Н.Н. выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, которое дает ему право на льготы, установленные для участников Великой отечественной войны. Бондарев Н.Н. является инвалидом 2 группы.
Суд первой инстанции принимая решение об удовлетворении исковых требований Бондарева Н.Н, исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, а потому Бондарев Н.Н, как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г, имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством. Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Бондарев Н.Н. имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, которое дает ему право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону. В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 г.
Между тем, боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 г. по 1945 г.).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75- годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике: а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей.
Поскольку вышеназванным Указом Президента Российской Федерации определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, с целью улучшения материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 г.г. - периодом Великой Отечественной войны, он не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
Поскольку период участия Бондарева Н.Н. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 г. не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г, Бондарева Н.Н. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями вышеназванных Указов Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременных выплат за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в соответствующих подпунктах статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод судебных инстанций о том, что Бондарев Н.Н, как обладающий статусом участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а потому имеет право на получение предусмотренных Указом Президента Российской Федерации N 100 от 7 февраля 2020 г. единовременной выплаты, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, без учета правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 59-КГ20-3.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 08 октября 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 8 октября 2020 г. отменить, гражданское дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.