Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Озерова А.Ю, Рудых Г.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Сергея Михайловича, Ивановой Виктории Валентиновны, Щипулиной Нины Михайловны, Демина Юрия Александровича, Сиротинина Евгения Александровича, Афониной Зои Васильевны, Антонова Сергея Владимировича, Комарова Валерия Михайловича, Юдиной Риммы Михайловны, Тисленко Алексея Владимировича, Тисленко Владимира Николаевича, Тисленко Максима Владимировича, Панькова Анатолия Васильевича, Синицына Николая Фомича, Гришакова Валерия Павловича, Майорова Виктора Анатольевича к гаражно-строительному кооперативу "Железнодорожник", администрации городского округа Домодедово о признании права собственности на гаражные боксы, внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о гаражных боксах
по кассационной жалобе истцов на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Озерова А.Ю, выслушав представителя истцов Конюхову Л.Е, поддержавшую доводы жалобы, представителя ОАО "РЖД" Павленко А.Р, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
истцы обратились с иском о признании за ними права собственности на гаражные боксы, расположенные в ГСК "Железнодорожник", внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о нежилых зданиях по адресу: "адрес".
В обоснование требований истцы указали, что они являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес", владеют гаражными боксами, все паевые взносы выплатили, гаражные боксы построены на выделенном для этих целей земельном участке, они приобрели право собственности на указанное имущество, однако вследствие отсутствия разрешительной документации на строения лишены возможности зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке, что и послужило основанием для обращения в суд.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявителями ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении данного дела.
Судом установлено, что истцы являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес".
Во владении Щербакова С.М. находится гаражный бокс N общей площадью 39, 6 кв.м, Ивановой В.В. N общей площадью 22, 8 кв.м, Щипулиной Н.М. N общей площадью 36, 9 кв.м, Демина Ю.А. N общей площадью 40, 8 кв.м, Сиротинина Е.А. N общей площадью 39, 6 кв.м. и N общей площадью 42, 3 кв.м, Афониной З.В. N общей площадью 39, 9 кв.м, Антонова С.В. N общей площадью 39, 9 кв.м, Комарова В.М. N общей площадью 39, 7 кв.м, Юдиной Р.М. N общей площадью 37, 5 кв.м, Тисленко А.В. N общей площадью 38, 1 кв.м, Тисленко В.Н. N общей площадью 42, 9 кв.м, Тисленко М.В. N общей площадью 22, 9 кв.м, Панькова А.В. N общей площадью 42, 4 кв.м, Синицына Н.Ф. N общей площадью 43, 0 кв.м, Гришакова В.П. N общей площадью 38, 8 кв.м, Майорова В.А. N общей площадью 43, 8 кв.м.
Паевые взносы за гаражные боксы выплачены истцами полностью, задолженности по членским взносам не имеется, что подтверждается справкой ГСК "Железнодорожник".
Постановлением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области N 1385/21 от 15 ноября 1991 года по ходатайству руководства станции "Домодедово" Московской железной дороги было дано разрешение станции "Домодедово" на строительство хозблоков для работников железнодорожного транспорта, проживающих на территории Домодедовского района, в полосе отвода железной дороги, вблизи тяговой подстанции города Домодедово.
Постановлением главы администрации Домодедовского района Московской области N 2294/19 от 08 июня 1993 года зарегистрирован Устав кооператива по строительству хозблоков "Железнодорожник" для работников железной дороги, а также за кооперативом "Железнодорожник" был закреплен земельный участок по фактическому пользованию площадью 2000 кв.м.
Решением комиссии по недвижимости N 38 от 13 августа 1998 года принято решение о перерегистрации кооператива по строительству и эксплуатации хозблоков "Железнодорожник" в ГСК "Железнодорожник", а также о вынесении в натуре и оформлении в долгосрочную аренду (10 лет) земельного участка после регистрации юридического лица и согласования с начальником отделения дороги вопроса выделения земельного участка под размещение ГСК.
Постановлением главы Домодедовского района Московской области N 2215 от 20 июля 1999 года на основании вышеуказанного решения комиссии 38 от 13 августа 1998 года утвержден выбор земельного участка ГСК "Железнодорожник" (полоса отвода дороги) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги под размещение индивидуальных гаражей по фактическому использованию, а также принято решение о предоставлении в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" земельного участка площадью 5382 кв.м.
Постановлением главы Домодедовского района Московской области N 2441 от 02 августа 1999 года утверждены границы земельного участка, отведенного в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" под размещение индивидуальных гаражей площадью 0, 54 га (по фактическому пользованию) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги в границах предоставленного чертежа.
Постановлением главы Домодедовского района Московской области N 3339 от 19 октября 1999 года ГСК "Железнодорожник" разрешено строительство гаражей для индивидуального транспорта на земельном участке, предоставленном в аренду постановлениями главы района N 2215 от 20 июля 1999 года и N 2441 от 02 августа 1999 года, из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги.
На основании вышеуказанных постановлений 16 августа 1999 года заключен договор аренды N 143-КИЗ на земельный участок площадью 5400 кв.м. под гаражи сроком на 10 лет. Позже в соответствии с постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 409 от 11 февраля 2010 года дополнительным соглашением N 4 от 28 мая 2010 года срок действия договора продлен до 19 сентября 2019 года. Указанный договор зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно справке о присвоении почтового адреса N 20 от 01 октября 1999 года ГСК присваивается почтовый адрес: "адрес".
Также судом установлено, что между ТУ Росимуществом по Московской области и ОАО "РЖД" заключён договор от 5 сентября 2008 года N Р-24/08 аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3270000 кв.м, для его использования в соответствии с разрешенным использованием. Условия договора применяются к отношениям арендодателя и арендатора с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок является федеральной собственностью.
Гаражи, о праве собственности на которые заявлены требования, находятся в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что гаражные боксы, которыми владеют истцы, расположены на земельном участке, предоставленном гаражно-строительному кооперативу в установленном порядке под размещение гаражей с согласия ОАО "РЖД", гаражи соответствуют строительным и иным нормам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, истцы пай выплатили в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор по существу по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества по Московской области и ОАО "РЖД" заключен договор N Р-24/08 от 05 сентября 2008 года аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3270000 кв.м, для его использования в соответствии с разрешенным использованием. Условия договора применяются к отношениям арендодателя и арендатора с 01 января 2005 года. Земельный участок является федеральной собственностью. Между тем, гаражи, о праве собственности на которые заявлены требования, находятся в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений.
Судебная коллегия находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушениями норм материального и процессуального права, выразившимися в следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (абзац первый).
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абзац третий).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 218 данного кодекса член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Из апелляционного определения следует, что факт полной выплаты истцами паевого взноса установлен и под сомнение судом не поставлен.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На момент предоставления земельного участка и разрешения строительства гаражей и в настоящее время законодательством не установлен императивный запрет на размещение в полосе отвода железных дорог капитальных строений.
Статьей 79 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года предусматривалось, что к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно - технической документацией.
Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов.
Согласно части 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Как предусмотрено в статье 9 названного закона, земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
По смыслу подпункта "а" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, когда они ухудшают видимость железнодорожного пути и создают угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 5 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611, размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
Судом установлено, что разрешение на строительство хозблоков для работников железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги вблизи тяговой подстанции города Домодедово было дано постановлением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области от 15 ноября 1991 года N 1385/21 по ходатайству руководства станции "Домодедово" Московской железной дороги, то есть тогда, когда размещение на этих землях зданий и сооружений осуществлялось по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов.
Впоследствии за кооперативом "Железнодорожник", а затем и за ГСК "Железнодорожник" был закреплен земельный участок постановлением главы администрации Домодедовского района Московской области от 08 июня 1993 года N 2294/19 по фактическому пользованию и затем на основании договора аренды. Постановлением главы Домодедовского района Московской области от 19 октября 1999 года N 3339 ГСК "Железнодорожник" разрешено строительство гаражей для индивидуального транспорта на выделенном земельном участке.
Проект отвода земельного участка под строительство 1998 года, ситуационный план 1998 года, генплан застройки "Гаражи индивидуального пользования на 138 машиномест для ГСК "Железнодорожник" 1999 года, план пристройки гаражей к существующим ординатам АБСД, письмо Управления Московской железной дороги от 03 февраля 1999 года N ДТК-224/230 содержат указания на согласования как органом местного управления, так и Московской железной дорогой, службами МПС России.
В письме от 21 августа 2015 года исх. N 3242/МоскНРИ в адрес председателя правления ГСК "Железнодорожник" ОАО РЖД" в лице филиала Московская железная дорога указывало, что тот факт, что размещение ГСК "Железнодорожник" в полосе отвода в 1999 года было согласовано и Московской железной дорогой, и муниципальным органом, позволяет не относить возведенные гаражные боксы к самовольным постройкам, предлагало использование частей земельных участков полосы отвода на праве субаренды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российский железные дороги".
Между тем, указанные обстоятельства предоставления земельного участка, выдачи разрешений и согласований судом апелляционной инстанции необоснованно не приняты во внимание. Выводов о том, что названных разрешений и согласований на строительство по законодательству, действовавшему на момент их выдачи, было недостаточно, а также об обстоятельствах, в силу которых ГСК "Железнодорожник" и истцы не должны были полагаться на указанные решения органов власти и согласования с железной дорогой, о том, что размещение гаражей создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц апелляционной инстанцией не было сделано.
Судебная коллегия считает, что приведенные выше обстоятельства и законоположения не получили надлежащей судебной оценки и применения, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав истцов.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда Российской Федерации находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года отменить, направить дело в Московский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.