Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1493/2020 (УИД 04RS0021-01-2020-001932-41) по иску Ербаева Евгения Степановича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об отмене приказа, восстановлении в должности, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ербаев Евгений Степанович (далее по тексту - Ербаев Е.С.) обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ к Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее по тексту - УФССП по Республике Бурятия) с иском об отмене приказа от 28 апреля 2020 г. N N, восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований Ербаева Е.С, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июня 2020 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Ербаева Е.С. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия удовлетворены частично. Приказ от 28 апреля 2020 г. N N признан незаконным и отменен. Ербаев Е.С. восстановлен в должности "данные изъяты" по обеспечению установленного порядка деятельности судов Прибайкальского районного отдела судебных приставов по Республике Бурятия УФССП по Республики Бурятия. С Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия в пользу Ербаева Е.С. взыскана компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей.
УФССП по Республике Бурятия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2020 г. отменить, оставить в силе решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июня 2020 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что суд апелляционной инстанции неверно определилфактические обстоятельства дела, допустил существенное нарушение норм материального права, Ербаев Е.С. был уволен с замещаемой должности в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", порядок увольнения ответчиком не нарушен, истец был уведомлен в установленный законом срок о предстоящем увольнении, ему предлагались имеющиеся вакантные должности, на замещение которых он не выразил своего согласия; суд апелляционной инстанции, в нарушение норм процессуального права, принял новое доказательство (уведомление о вакантных должностях от 28 апреля 2020 г. с личной подписью Ербаева Е.С.) без выяснения вопроса о возможности предоставления стороной этого доказательства в суде первой инстанции, в материалах дела отсутствуют определения суда апелляционной инстанции о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, а также о принятии новых доказательств.
Прокуратура Республики Бурятия в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, ссылаясь на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2020 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 6 октября 2008 г. Ербаев Е.С. был принят на государственную гражданскую службу, занимал должность "данные изъяты" по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС) Прибайкальского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
1 января 2020 г. директором Федеральной службы судебных приставов издан приказ N N об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Бурятия. Данным приказом утверждена и введена в действие структура Управления ФССП по Республике Бурятия, а также штатное расписание. В Прибайкальском районном отделении судебных приставов предусмотрено 18 должностей, в том числе начальник отделения - старший судебный пристав, его заместитель, старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дознаватель, судебный пристав исполнитель, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младший инспектор, специалист - эксперт (по ведению депозитного счета), старший специалист 2 разряда. Штатное расписание введено в действие с 1 мая 2020 г.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий 14 января 2020 г. Ербаеву Е.С. вручено уведомление о том, что с 1 мая 2020 г. вступает в силу приказ ФССП России от 1 января 2020 г. N N, замещаемая им должность государственной гражданской службы будет сокращена, он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, в срок не позднее 29 февраля 2020 г. проинформировать об этом руководителя структурного подразделения Управления ФССП по Республике Бурятия.
В уведомлении указано, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления, подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
При отсутствии таких должностей, либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, сотрудник будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 г.
Данное уведомление получено Ербаевым Е.С. 14 января 2020 г.
Ербаев Е.С. выразил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность "данные изъяты" по обеспечению установленного порядка деятельности судов Прибайкальского РОСП Управления ФССП по Республике Бурятия, написав заявление.
Директором ФССП России приказом от 1 января 2020 г. N N утвержден порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, порядок проверки уровня физической подготовки.
Приложением N N к приказу утвержден перечень отдельных должностей, при замещении которых проводится проверка уровня физической подготовки. В указанный перечень входит должность младшего начальствующего состава в территориальных органах принудительного исполнения, исполнение обязанностей по которым связано с организацией обеспечения и непосредственным обеспечением установленного порядка деятельности судов.
Согласно приказа Минюста России от 24 декабря 2019 г. N 305 "Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий" младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов отнесен к младшему начальствующему составу.
Согласно ведомости результатов проверки уровня физической подготовки от 28 января 2020 г. Ербаев Е.С. не выполнил подтягивание на перекладине, по его возрастной группе следовало выполнить упражнение 7 раз; согласно ведомости результатов проверки уровня физической подготовки от 27 февраля 2020 г. Ербаев Е.С. выполнил сгибание рук в позе лежа 7 раз, согласно его возрастной группе должен был выполнить 12 раз, ведомости подписаны членами комиссии.
В связи с тем, что Ербаев Е.С. по уровню физической подготовки не соответствовал требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, 25 марта 2020 г. его уведомили о том, что он не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения.
Уведомлением от 28 апреля 2020 г. Ербаеву Е.С. ответчиком было предложено ознакомиться со списком вводимых с 1 мая 2020 г. должностей с целью принятия решения о замещении либо отказе от замещения предложенной вакантной должности, всего было предложено 12 должностей.
Согласно акту от 28 апреля 2020 г, составленного начальником отдела - старшим судебным приставом Прибайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия ФИО11, судебным приставом по ОУПДС Прибайкальского РОСП Управления ФССП по Республики Бурятия ФИО12. 28 апреля 2020 г. Ербаев Е.Б. путем личного прочтения ознакомился с уведомлением с приложением вакантных должностей для предложения сокращаемому работнику, от написания заявления о согласии (несогласии) с предложенной должностью отказался, отказ мотивировал отсутствием образования по предложенным должностям.
28 апреля 2020 г. издан приказ об увольнении Ербаева Е.С. с Федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Не согласившись с увольнением, Ербаев Е.С. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 1, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частями 5, 6 статьи 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", пришел к выводу, что установленный законом порядок увольнения по указанному основанию был соблюден, так как факт сокращения замещаемой истцом должности подтверждается представленными в суд приказами и штатным расписанием, о сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истец был уведомлен в установленные законом сроки, истцу были предложены иные вакантные должности государственной гражданской службы, однако истец намерения занять одну из предложенных должностей не выразил. Несмотря на то, что вакантные должности были предложены Ербаеву Е.С. по истечении 2 месяцев со дня вручения уведомления о сокращении, суд первой инстанции исходил из того, что вакантные должны быть предложены именно в период проведения организационно - штатных мероприятий, то есть до момента фактического увольнения работника, предложение вакантных должностей Ербаеву Е.С. имело место в период его работы и он имел возможность выразить свое согласие на их замещение, что не привело бы к увольнению, однако, согласно его пояснениям, он не был готов занять предложенные должности.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что они основаны на неправильном толковании норм материального права, суд первой инстанции не определилюридически значимые обстоятельства по делу и пришел к ошибочному выводу о соблюдении процедуры увольнения Ербаева Е.С. и отказе в удовлетворении исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 1, 5, 6 статьи 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37, статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", пунктами 2, 14 Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г..N 822, исходил из того, что по смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должностей государственной службы в государственном органе при отсутствии вакантных должностей гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе, в этих целях представитель нанимателя государственного органа, в котором происходит сокращение, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, при этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему вакантные
должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, что у ответчика вакантные должности имелись, в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан был в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить эти вакантные должности гражданскому служащему Ербаеву Е.С, вместе с тем, уведомив Ербаева Е.С. о предстоящем сокращении и возможном увольнении в связи с отсутствием вакантных должностей или отказом последнего от предложенных должностей 14 января 2020 г, представитель нанимателя государственного органа направил Ербаеву Е.С. уведомление о наличии вакантных должностей только в день увольнения 28 апреля 2020 г, установив при этом трехдневный срок для принятия решения о согласии или несогласии с предложенными должностями, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения Ербаева Е.С, в связи с чем признал приказ от 28 апреля 2020 г. N N незаконным, восстановил Ербаева Е.С. в должности и взыскал с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Исходя из системного толкования приведенных норм материального права, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции верно определилюридически значимые обстоятельства по делу и пришел к верному выводу о нарушении процедуры увольнения Ербаева Е.С. с государственной гражданской службы.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о нарушении им процедуры увольнения, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, по существу направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, процессуальных нарушений влекущих отмену судебного постановления, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.