Номер дела в суде первой инстанции: N 9-535/2020
от 25 ноября 2020 г. N88-8001/2020
г.Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ковалёва С.А, рассмотрев в порядке, установленном частью 10 статьи 375.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационную жалобу Сысорова Дмитрия Владимировича на определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 5 июня 2020 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 19 августа 2020 года о возвращении искового заявления Сысорова Дмитрия Владимировича к Страховому публичному акционерному обществу "РЕСО-Гарантия" о взыскании неустойки, установил:
Сысоров Д.В. обратился в суд к акционерному обществу "РЕСО-Гарантия" с иском о взыскании неустойки на основании п.21 ст.12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с нарушением ответчиком срока осуществления страховой выплаты в размере 705 203, 07 руб.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 5 июня 2020 года исковое заявление возвращено на основании п.1 ч.1 ст.135 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 19 августа 2020 года по результатам рассмотрения частной жалобы Сысорова Д.В. определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 5 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сысорова Д.В. ставится вопрос об отмене названных судебных актов в связи с их незаконностью.
Девятый кассационный суд общей юрисдикции, проверив представленный материал, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что обжалуемые судебные постановления вынесены с существенным нарушением норм процессуального права в связи с чем подлежат отмене по следующим основаниям.
3 сентября 2018 г, за исключением отдельных, положений вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (статья 1 данного закона).
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 28 и статьи 32 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" данный закон с 1 июня 2019 г. вступил в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и по страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), к которому, в частности, относится добровольное страхование автотранспортных средств (пункт 1 части 1 статьи 28, часть 5 статьи 32 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 этого закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 этой статьи (непринятие финансовым уполномоченным решения в установленный законом срок).
Однако согласно пункту 2 части 1 этой же статьи Закона потребитель финансовых услуг вправе заявлять названные выше требования и в случае прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 Закона.
Кроме того, частью 4 статьи 18 данного закона предусмотрена возможность мотивированного отказа в принятии к рассмотрению финансовым уполномоченным обращения потребителя финансовых услуг.
Возможность обращения потребителя в суд в случае прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовым уполномоченным или его отказа в принятии к рассмотрению обращения потребителя зависит от основания прекращения рассмотрения или отказа в рассмотрении обращения потребителя.
При отказе в рассмотрении или прекращении рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя в связи с ненадлежащим обращением потребителя к финансовому уполномоченному, в частности, если потребитель финансовых услуг предварительно не обратился в финансовую организацию в порядке, установленном статьей 16 данного закона, если обращение потребителя содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц или его текст не поддается прочтению, а также в случае непредставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с данным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу (пункты 2, 11, 12 части 1 статьи 19, пункт 2 части 1 статьи 27 Закона), обязательный досудебный порядок является несоблюденным.
Если основанием отказа в рассмотрении или прекращения рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя является повторность обращения потребителя (пункт 1 части 1 статьи 27, пункты 3, 5, 10 части 1 статьи 19 Закона), то вопрос о соблюдении досудебного порядка разрешается в соответствии с результатами первоначального обращения потребителя к финансовому уполномоченному, в суд или в третейский суд.
Поскольку законом не предусмотрено обжалование решений финансового уполномоченного об отказе в принятии обращения потребителя к рассмотрению либо о прекращении им рассмотрения обращения потребителя, то в случае несогласия потребителя с таким решением финансового уполномоченного потребитель, применительно к пункту 3 части 1 статьи 25 Закона, может предъявить в суд требования к финансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия с решением финансового уполномоченного об отказе в принятии его обращения к рассмотрению либо о прекращении рассмотрения обращения.
Если судья при разрешении вопроса о принятии искового заявления или суд при рассмотрении дела придут к выводу об обоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или решения о прекращении рассмотрения обращения потребителя, досудебный порядок разрешения спора считается несоблюденным, в связи с чем исковое заявление потребителя, соответственно, возвращается судьей на основании пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ либо подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 ГПК РФ.
В случае необоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или решения финансового уполномоченного о прекращении рассмотрения обращения потребителя досудебный порядок считается соблюденным, и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу ("Разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020 - вопрос 2).
Из искового заявления Сысорова Д.В. и приложенных к нему документов следует, что до обращения в суд с настоящим иском истец обратился в СПАО "РЕСО-гарантия" с досудебной претензией о выплате страхового возмещения, полученной ДД.ММ.ГГГГ, на которую страховщиком дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в её удовлетворении.
ДД.ММ.ГГГГ. Сысоров Д.В. направил в адрес Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг заявление о взыскании со СПАО "РЕСО Гарантия" суммы страхового возмещения, неустойки на основании п.21 ст.12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и компенсации морального вреда.
Решением Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования от 20.01.2020 NУ-19-77693/5010-007 требования Сысорова Д.В. к СПАО "РЕСО-Гарантия" удовлетворены частично. С СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу Сысорова Д.В. взыскано страховое возмещение в размере 264 121 руб. Требования Сысорова Д.В. к СПАО "РЕСО-Гарантия" в части взыскания неустойки оставлены без рассмотрения на основании ч.1 ст.19 Закона 123-ФЗ в связи с тем, что с данным требованием заявитель предварительно не обратился к СПАО "РЕСО-Гарантия".
Указанное решение в части взыскания в пользу Сысорова Д.В. суммы страхового возмещения исполнено СПАО "РЕСО-Гарантия" ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сысоров Д.В. направил в адрес СПАО "РЕСО-Гарантия" заявление с требованием о выплате неустойки в соответствии с п.21 ст.12 Закона об ОСАГО за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, полученное ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении было указано о наличии принятого финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг решения о взыскании со СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу Сысорова Д.В. суммы страхового возмещения.
ДД.ММ.ГГГГ Сысоров Д.В. направил в адрес Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг заявление о взыскании с СПАО "РЕСО-Гарантия" неустойки на основании п.21 ст.12 Закона об ОСАГО за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
На указанное заявление руководителем филиала N2 автономной некоммерческой организации "Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного" Лукашевичем И.В. в адрес Сысорова Д.В. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N У-20-64845/2010-001 о порядке оформления обращения.
ДД.ММ.ГГГГ Сысоров Д.В. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями, указав о своем несогласии с полученным ответом финансового уполномоченного от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Возвращая исковое заявление суд, сославшись на ч.1 ст.25 Федерального закона N123-ФЗ, исходил из того, что решение по заявлению Сысорова Д.В. финансовым управляющим не принималось, заявителю были возвращены документы по причине предоставления неполного пакета требуемых документов и повторно предложено подать заявление с приложением всех документов, предусмотренных указанным законом.
Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ обращение направляется в письменной или электронной форме и включает в себя:
1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;
2) почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;
3) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
4) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
5) сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
6) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);
7) дату направления обращения.
К обращению прилагаются копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора (ч.4).
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ обращения принимаются и обрабатываются службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного с учетом срока, установленного частью 4 настоящей статьи. Если обращение не соответствует требованиям настоящего Федерального закона или направлено с нарушением порядка направления обращений, установленного настоящим Федеральным законом, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить потребителю финансовых услуг порядок направления обращения.
Финансовый уполномоченный в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомляет потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению в письменной или электронной форме способами, установленными частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивирован (ч.4).
В соответствии с п. 1 ч.8 ст.20 Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потребителем финансовых услуг.
Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено финансовым уполномоченным в соответствии с частью 10 настоящей статьи (ч.9 ст.20).
Согласно ч. 1 ст.25 Федерального закона от 04.06.2018 N123-ФЗ потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:
1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения;
2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;
3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи (ч.2).
Из уведомления "Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного" от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что заявление Сысорова Д.В. о взыскании с СПАО "РЕСО Гарантия". неустойки поступило на рассмотрение в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного ДД.ММ.ГГГГ. При этом в уведомлении не было указано на отказ в принятии обращения к рассмотрению либо прекращение рассмотрения обращения.
В то же время в уведомлении было указано на то, что к обращению не были приложены документы, подтверждающие наличие у заявителя имущественного интереса/ права на поврежденное транспортное средство. Какие именно документы необходимые для рассмотрения поступившего обращения отсутствовали, в уведомлении службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного указано не было.
Однако к заявлению Сысорова Д.В. в соответствии с требованиями ч.1 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ была приложена копия заявления в СПАО "РЕСО Гарантия" от 19.03.2020г, также в заявлении содержались сведения о наличии принятого решения от 20.01.2020 NУ-19-77693/5010-007 финансового уполномоченного по результатам рассмотрения обращения Сысорова Д.В. о взыскании с СПАО "РЕСО Гарантия" суммы страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда по тому же страховому случаю.
Как следует из представленных материалов в установленный Федеральным законом от 04.06.2018 N123-ФЗ пятнадцатидневный срок финансовым уполномоченным не было принято какого-либо решения по заявлению Сысорова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ. N N.
Сысоров Д.В. обратился в суд с настоящим иском по истечении установленного пятнадцатидневного срока со дня, следующего за днем получения финансовым уполномоченным заявления Сысорова Д.В. о взыскании со СПАО "РЕСО Гарантия" неустойки (вх. от ДД.ММ.ГГГГ. N N).
При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше положений закона и разъяснений Верховного Суда РФ до предъявления в суд настоящего иска досудебный порядок рассмотрения требований потребителя к страховой организации путем направления заявления финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, по которому по истечению установленного законом срока решение принято не было, Сысоровым Д.В. был соблюден, что не было учтено судьей при возврате искового заявления.
Судом апелляционной инстанции при отклонении частной жалобы Сысорова Д.В. были допущены аналогичные нарушения закона.
Принимая во внимание изложенное, определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 5 июня 2020 года и апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 19 августа 2020 подлежат отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 5 июня 2020 года, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 19 августа 2020 года отменить.
Исковой материал направить в Центральный районный суд г. Хабаровска для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Судья Девятого кассационного суда
общей юрисдикции С.А. Ковалёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.