Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 20 марта 2008 г. N А61-431/08-8
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 20.03.08 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Гурман" (далее - ООО "Гурман") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления N 285 от 19.02.08 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20.000 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требования, пояснив, что ответчиком была нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, так как не было предъявлено распоряжение (приказ) на основании, которого могла быть проведена проверка деятельности ООО "Гурман".
Постановление вынесено необоснованно, поскольку мусор, указанный в протоколе и постановлении находился в мусорных контейнерах и подлежал вывозу ВМУП "Чистый город".
Представитель ответчика требования не признал, пояснил, что 14.02.08 г. на основании Распоряжения N 926 проведено плановое мероприятие по контролю деятельности ООО "Гурман" в сфере охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 14, 16, 19, 22, 34, 51 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 39 Закона РСО-Алания от 22.10.2007 N 51-РЗ "Об охране окружающей среды", на территории ООО "Гурман" выявлено накопление и несвоевременный вывоз отходов производства и потребления (картон, ящики, тара), у общества отсутствует экологическая нормативная документация (проект нормативов образования отходов производства и потребления, инвентаризация выбросов, экологический паспорт предприятия), отсутствуют лимиты на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, Обществом не осуществляются экологические платежи за загрязнение окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте от 14.02.08 г. N 911/58/12.
В протоколе об административном правонарушении от 14.02.08 г. N 911/58/9. указан лишь факт несвоевременного вывоза отходов производства и потребления.
По итогам рассмотрения материалов Министерством принято постановление от 19.02.2008 N 285 о привлечении ООО "Гурман" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде назначения административного наказания в размере 20 тыс. рублей.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
14.02.08 г. проведена проверка деятельности ООО "Гурман" в сфере охраны окружающей среды.
По результатам проверки был составлен акт от 14.02.08 г. N 911/58/12., в котором отражено, что ООО "Гурман" осуществляет накопление и несвоевременный вывоз отходов производства и потребления (картон, ящики, тара), у общества отсутствует экологическая нормативная документация (проект нормативов образования отходов производства и потребления, инвентаризация выбросов, экологический паспорт предприятия), отсутствуют лимиты на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления.
На основании акта был Министерством был составлен протокол об административном правонарушении от 14.02.08 г. N 911/58/9., в котором указано что ООО "Гурман" допущено нарушение статей 14, 16, 19, 22, 34, 51 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 39 Закона РСО-Алания от 22.10.2007 N 51-РЗ "Об охране окружающей среды" в виде накопления и несвоевременного вывоза мусора.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, Постановлением N 285 от 19.02.08 Министерство привлекло ООО "Гурман" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 МРОТ, что составляет 20.000 руб.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Однако, как пояснил представитель ООО "Гурман", правонарушение не имело места, так в соответствии с договором N 2/128001673 от 15.01.08 г., заключенным между ООО "Гурман" и ВМУП "Чистый город", ВМУП "Чистый город" оказывает ООО "Гурман" услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, крупногабаритных предметов и строительного мусора, образуемых им в процессе производственной деятельности, мусор, о котором упомянуто в протоколе, находился в мусорных контейнерах.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Наличие обстоятельств совершенного административного правонарушения устанавливается протоколом об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 14.02.08 г. не может служить доказательством совершения обществом административного правонарушения, поскольку не содержат сведений о мете нахождения отходов производства и потребления, так как в нем не указано, находился ли мусор в контейнере или же на земле.
Обоснован довод заявителя о том, что в соответствии с условиями договора на предоставление услуг по вывозу и захоронению бытовых отходов для абонентов N 2/128001673 от 15.01.08 г., требования, предъявляемые к ООО "Гурман" незаконны, так как ответственность за своевременный вывоз отходов производства лежит на ВМУП "Чистый город".
Согласно частям 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должен проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Нарушение данных положений может являться основанием для признания незаконным и отмене оспоренного решения административного органа.
Других доказательств, подтверждающих совершение вменяемого ООО "Гурман" правонарушения, Министерством не представлено.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении N 285 от 19.02.08 г., вынесенное в отношении ООО "Гурман" подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать незаконным и отменить постановление от 19.02.08 г. N 285, принятое Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Гурман" по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в 16-ый апелляционный арбитражный суд..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2008 г. N А61-431/08-8 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника