Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.В. Севастьянова, судей Т.В. Батаевой, Т.В. Цгоева, руководствуясь частью 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 57, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Аликовой Элины Керимбековны в форме запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания названное Постановление.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.В. Цгоева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Гражданкой Э.К. Аликовой оспаривается конституционность пункта 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий", лишающего предпринимателей возможности осуществлять реализацию петард, взрывпакетов и других пиротехнических изделий в предприятиях торговли, мелкорозничной торговой сети и на рынках города Владикавказа, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при отсутствии у продавцов сертификатов соответствия на реализуемые пиротехнические изделия и нарушении правил торговли указанными изделиями.
Заявитель считает, что данное нормативное положение нарушает конституционные права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на свободу выбора рода деятельности, предусмотренные статьями 2, 14, 18, 34, 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно статье 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий".
2. Конституция Республики Северная Осетия-Алания предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); одну из основ конституционного строя Республики Северная Осетия-Алания составляют гарантии свободы экономической деятельности (часть 2 статьи 11); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (статья 19). Данные конституционные положения корреспондируют соответствующим положениям Конституции Российской Федерации (статья 2, часть 1 статьи 8, статья 18).
Реализуя указанные конституционные положения, граждане вправе осуществлять экономическую деятельность индивидуально либо совместно с другими лицами путем участия в различных хозяйствующих субъектах, самостоятельно выбирать стратегию развития бизнеса и род деятельности, свободно использовать свое имущество. Следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица в рамках действующего законодательства обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.
3. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, призванное обеспечить решение вопросов местного значения, к которым Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 9 части 1 статьи 14) и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания" (пункт 9 части 1 статьи 13) отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Организационно-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов в рамках полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 15 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2006 года N 1-РЗ "О пожарной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания"). В указанных законах первичные меры пожарной безопасности предусматривают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Однако при этом обеспечение первичных мер пожарной безопасности не предполагает введение актом органа местного самоуправления ограничений на предпринимательскую деятельность в сфере торговли изделиями, представляющими пожароопасность и/или взрывоопасность.
4. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 27 апреля 1999 года N 135 (ГОСТ Р 51270-99), устанавливающим общие требования безопасности при разработке, производстве, перевозке, хранении, реализации (распространении), эксплуатации и утилизации пиротехнических изделий бытового и технического назначения, пиротехнические изделия по степени потенциальной опасности при их применении подразделяются на пять классов. Аналогичные нормы содержатся и в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС 006/2011), утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770.
В целях защиты жизни и/или здоровья человека и в связи с возможностью нанесения ущерба правам, законным интересам, а также имуществу граждан и организаций в процессе применения пиротехнических изделий федеральным законодателем установлены повышенные требования к реализации изделий IV-V классов, в частности, обязательное лицензирование этого вида деятельности (пункт 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Применительно к пиротехническим изделиям I-III классов государственное регулирование деятельности по их реализации (распространению) осуществляется путем сертификации качества пиротехнической продукции. При этом в течение всего срока действия сертификата компетентными органами государственной власти осуществляется инспекционный контроль за соответствием реализуемой продукции установленным требованиям. Таким образом, в процессе реализации пиротехнической продукции субъект предпринимательской деятельности, наделенный федеральным законодателем свободой в выборе места, времени, ассортимента, торгового партнера, лишь обязан соблюдать требования, установленные Правилами противопожарного режима (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) и Правилами сертификации пиротехнической продукции (утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 1997 года N 16).
4.1. Вопросы реализации нормативных предписаний, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах по обеспечению общественного порядка, безопасности и прав потребителей (в том числе и при нарушении правил продажи отдельных видов товаров и прочее), надлежит решать в рамках установленного законодательством порядка правоприменения. Так, свобода предпринимательской деятельности не исключает права органа местного самоуправления воздействовать на рынок товаров (работ, услуг) для предотвращения проникновения на потребительский рынок товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды за защитой прав потребителей (неопределенного круга потребителей); при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) (статья 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
5. Нормативными положениями пункта 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий" установлен запрет на реализацию петард, взрывпакетов и других пиротехнических изделий в предприятиях торговли, мелкорозничной торговой сети и на рынках города Владикавказа, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при отсутствии у продавцов сертификатов соответствия на реализуемые пиротехнические изделия и нарушении правил торговли указанными изделиями.
Между тем, согласно правовым позициям, выраженным в сохраняющих свою силу ранее принятых решениях Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, в том числе в постановлениях от 15 февраля 2005 года N 1-П, от 7 марта 2008 года N 1-П и от 10 июня 2008 года N 3-П, такого рода запрет по существу ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Возможные ограничения прав и свобод, в частности, права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, могут быть введены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Муниципальные правовые акты, в соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Таким образом, пункт 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий", ограничивая конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, противоречит статьям 2, 14 (часть 1), 34 (часть 1), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 31, 31.1, 55, 56, 57, 59, 61, 62 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать пункт 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий" не соответствующим статьям 2, 14 (часть 1), 34 (часть 1), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку он ограничивает конституционные права и свободы граждан, что допускается только федеральным законом и в конституционно значимых целях.
2. Правоприменительные решения, основанные на положениях пункта 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий", признанного не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня его подписания, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете "Владикавказ".
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 июля 2013 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 Постановления Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 21 ноября 2011 года N 2052 "О запрете реализации пиротехнических изделий" по запросу гражданки Э.К. Аликовой"
Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня его подписания, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления опубликован в газете "Владикавказ" от 7 августа 2013 г. N 136 (1486), от 9 августа 2013 г. N 138 (1488)