Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу председателя общественной организации "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" ФИО8 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики N от 18 марта 2020 года, решение судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2020 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2020 года, вынесенные в отношении общественной организации "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики N от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2020 года, решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2020 года, общественная организация "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" (далее - общественная организация, ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель общественной организации "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" ФИО9 просит обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (часть 4 статьи 35 Закона о животном мире).
В силу статьи 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны: соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
В соответствии со статьей 41 Закона о животном мире отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются данным Законом и Законом об охоте, которым и установлена обязанность лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, по осуществлению производственного охотничьего контроля.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотой является деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5); охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты (пункт 2).
Согласно статьи 39 Закона об охоте внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 года N 559 утвержден Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства.
Согласно пункту 2 указанного Порядка внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
В силу пункта 6.1.1 Порядка при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства разрабатывается, в том числе, картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов.
Как усматривается из материалов дела, в период с 2015 года по 2020 года на территории "адрес" ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" осуществляла охотхозяйственную деятельность - пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии от ДД.ММ.ГГГГ N и договора о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от ДД.ММ.ГГГГ N.
Документ внутрихозяйственного охотустройства "Схема размещения, использования и охраны охотничьего угодья" ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" утвержден 01 июля 2015 года.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 14 января 2020 года N "О проведении плановой выездной проверки ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" была проведена плановая выездная проверка в отношении данной общественной организации.
По результатам проверки составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 02 марта 2020 года N, согласно которому выявлены нарушения законодательства в области охоты: в нарушении пункта 5 Порядка при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проведена комплексная качественная оценка элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьих ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района", которые не соответствуют элементам среды обитания охотничьих ресурсов, указанных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к её составу и структуре"; в нарушение пункта 6.1.1 Порядка в картогафическом материале отсутствуют данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов. Внутрихозяйственное охотустройство общественной организации не соответствует положениям действующего законодательства.
По данному факту 03 марта 2020 года должностным лицом отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики в отношении ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" 18 марта 2020 года постановлением должностного лица отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом N об административном правонарушении от 03 марта 2020 года (л.д. 26-27); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 02 марта 2020 года N (л.д. 34-36); предписанием об устранении нарушений законодательства о животном мире от 02 марта 2020 года N (л.д. 37-38); долгосрочной лицензией от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 39-41); проектом внутрихозяйственного охотустройства Сергинского охотничьего хозяйства (л.д.42); письменными объяснениями ФИО10 от 02 марта 2020 года (л.д. 54-55), а также другими доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" правильно квалифицированы по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судебных инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что общественная организация приняла все зависящие от нее меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ОО "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Привлекаемому к административной ответственности лицу назначено минимально возможное административное наказание в соответствии с санкцией части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики N от 18 марта 2020 года, решение судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2020 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2020 года, вынесенные в отношении общественной организации "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя общественной организации "Сергинское общество охотников и рыболовов Балезинского района" ФИО11 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.