Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3888/2020 по административному исковому заявлению Мануиловой Кристины Алексеевны об оспаривании в части распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 19 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителей Правительства Москвы Радиуловой Н.А, Пантелеева А.В, Новиковой И.В, Киселевой Е.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Мануиловой К.А. - Теняевой Е.А, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
10 августа 2005 года Правительством Москвы принято распоряжение N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой" (далее - распоряжение), которое 17 августа 2005 года подписано Мэром Москвы и официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 17 августа 2005 года N 46 и 12 октября 2005 года N 56.
Пунктом 1 вышеуказанного распоряжения предусмотрено сохранение мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий жителей города Москвы, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой. В приложении 2 распоряжения указан перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Мануилова К.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП и приложения 2 к нему, указывая на то, что, несмотря на имеющееся у нее заболевание "данные изъяты", ей было отказано в получении меры социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами в связи с отсутствием регистрации по месту фактического проживания в городе Москве. Поскольку оспариваемые положения предоставляют возможность предоставления лекарственных средств гражданам с диагнозом "данные изъяты" в Москве при наличии регистрации по месту жительства в данном городе, считает их противоречащими положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые предусматривают, что охрана здоровья граждан обеспечивается государством независимо от места жительства, а также противоречит принципу доступности медицинской помощи, установленному статьей 4 данного Федерального закона.
Решением Московского городского суда от 19 августа 2020 года административное исковое заявление Мануиловой К.А. удовлетворено частично.
Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой" в той мере, в которой названной нормой не допускается право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, но за пределами Москвы, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Мануиловой К.А. отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит судебный акт отменить ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального права. Указывает, что бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по медицинским показаниям возможно только при включении в региональный (Московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих такое право, или за счет средств регионального бюджета для включения в последующем в Общегородской регистр получателей мер социальной поддержки при предоставлении в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения города Москвы документа, подтверждающую место жительства в Москве. Поскольку Мануилова К.А. не проживает на территории города Москвы, то положенные ей меры социальной поддержки по медицинским показаниям получает по своему месту жительства в Краснодарском крае. Кроме того, распоряжение Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП является правовым актом организационно-распорядительного характера, не обладающим нормативными свойствами, в связи с чем не подлежит оспариванию в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов (части 8 и 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом в соответствии с частью 1 статьи 214 данного Кодекса суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 этого же кодекса, согласно которому (во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 128 этого же кодекса) суд прекращает производство по административному делу в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что сторонами не оспаривается.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования Мануиловой К.А. в части признания недействующим пункта 1 распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой", суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям пункта 3 статьи 1, части 2 статьи 3, части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения", стандарту медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748.
Отказывая в удовлетворении требований Мануиловой К.А. о признании недействующим приложения 2 к оспариваемому распоряжению, суд исходил из того, что в данной части оспариваемые положения предусматривают бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание "данные изъяты", лекарственных средств и медицинских изделий в точном соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения".
Судом также были отклонены требования о приведении к немедленному исполнению решения суда, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Мануилова К.А. в настоящее время проживает за пределами г. Москвы и по месту своей постоянной регистрации как лицо, имеющее заболевание "диабет", получает бесплатно необходимые лекарственные средства и медицинские изделия по рецепту врача.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 1342н.
Следовательно, пребывая на территории другого субъекта Российской Федерации, гражданин в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи вправе выбрать лечебное учреждение, в которое он свободно может обратиться за медицинской помощью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный перечень включено, в том числе заболевание "диабет".
Таким образом, для получения лекарственных средств и изделий медицинского назначение лицам, страдающим диабетом, имеющим право на их бесплатное получение, необходимо предварительное обращение к врачу для получения соответствующих рецептов.
Как следует из письма Министерства здравоохранения Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N, Мануилова К.А. состоит в региональном регистре лиц, имеющих прав на получение государственной социальной помощи в Краснодарском крае, в части льготного лекарственного обеспечения.
По информации "данные изъяты" Мануилова К.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении у врача-эндокринолога с диагнозом "данные изъяты" с множественными осложнениями. Пациентке выданы льготные рецепты на лекарственные препараты, которыми Мануилова К.А. была обеспечена в уполномоченной аптечной организации ДД.ММ.ГГГГ. В апреле 2020 года Мануилова К.А. открепилась от "данные изъяты"
Согласно справке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Мануилова К.А. прикреплена к данной поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N Мануилова К.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории города Москвы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Пунктом 1 оспариваемого распоряжения определено сохранить меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий жителей города Москвы, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, в том числе включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подпункт 1.1.1 распоряжения).
В соответствии с пунктом 2.11 Положения о порядке обеспечения отдельных категорий жителей Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденного вышеназванным распоряжением, при обращении в лечебно-профилактическое учреждение города Москвы гражданина, постоянно проживающего на территории другого субъекта Российской Федерации, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, подтверждающих право на получение набора социальных услуг, решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданного Пенсионным фондом Российской Федерации, по медицинским показаниям может быть выписан рецепт на лекарственные средства.
Из содержания вышеназванных положений оспариваемого нормативного акта в их взаимосвязи следует, что лица, проживающие за территории другого субъекта Российской Федерации, при соблюдении установленного порядка имеют право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий бесплатно или с 50-прецентной скидкой на территории Москвы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, оспариваемые положения распоряжения не нарушают прав административного истца, поскольку они не препятствуют получению в установленном порядке лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории города Москвы при соблюдении установленного порядка, который не противоречит нормам федерального законодательства.
В связи с тем, что оспариваемые нормы не затрагивают права и законные интересы административного истца, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а настоящее дело подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 19 августа 2020 года отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Мануиловой Кристины Алексеевны об оспаривании в части распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой" прекратить.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.