Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Селиверстовой И.В, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-472/2020 по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Мара" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, по апелляционной жалобе администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 28 октября 2020 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
ООО "Мара" обратилось в суд с административными исковыми заявлениями об установлении по состоянию на 1 января 2014 года кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении следующих объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере 2 365 712 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 4 515 505 руб.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный истец является собственником данных объектов недвижимости и заинтересован в уменьшении налоговых платежей, исчисляемых исходя из их кадастровой стоимости. Полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость является завышенной и не соответствует рыночной стоимости объектов недвижимости, что нарушает его права, как налогоплательщика.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков представлены отчеты об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ. N N
Определением судьи от 03 сентября 2020 года административные дела по административным исковым заявлениям ООО "Мара" были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Тамбовского областного суда от 28 октября 2020 года постановлено:
удовлетворить административные исковые заявления и установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 907 072 руб, земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 548 816 руб.;
дату обращения ООО "Мара" с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в Тамбовский областной суд определить 27 августа 2020 года;
дату обращения ООО "Мара" с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в Тамбовский областной суд определить 03 сентября 2020 года;
взыскать с администрации Тамбовской области в пользу "данные изъяты" судебные расходы на производство судебной экспертизы в размере 49 038 руб.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, администрацией Тамбовской области подана апелляционная жалоба об отмене решения суда, как не соответствующего требованиям закона. В обоснование поданной жалобы ссылается на то, что массовая оценка была проведена на основании методических указаний о государственной кадастровой оценке, соответствует законодательству, фактически установленным по делу обстоятельствам, является достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, а соотношение между оспариваемой кадастровой стоимостью и установленной решением суда рыночной стоимостью укладывается в приемлемый диапазон отклонений и не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики.
Административный истец, административные ответчики администрация Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, заинтересованные лица администрация Березовского сельсовета Уметского района Тамбовской области, администрация Уметского района Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В части 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности определено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 21 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N508 установлено, что при применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
В свою очередь, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определение рыночной стоимости предполагает наличие свободного волеизъявления сторон на совершение сделки, наличие об объекте оценки всей необходимой информации и некоторые другие факторы (часть 2 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).
Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (определения от 3 июля 2014 года N 1555-О, от 16 июля 2015 года N 1769-О и N 1790-О, от 25 октября 2016 года N 2207-О и др.).
Следовательно, по своей сути, определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, упомянутые выше земельные участки принадлежат на праве собственности ООО "Мара".
Из материалов дела следует, что вышеуказанные земельные участки вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2014 г. была утверждена постановлением администрации Тамбовской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Тамбовской области" от 14 ноября 2014 г. N 1396. Кадастровая стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 г. составила:
- земельного участка с кадастровым номером N - 8 438 976 руб, - земельного участка с кадастровым номером N - 16 107 728 руб.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и в отношении земельных участков уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Учитывая изложенное, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, из чего совершенно обоснованно исходил и суд первой инстанции.
Соблюдая досудебный порядок разрешения спора, административный истец 02 июля 2020 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельных участков. Решениями Комиссии N 167 и N 162 от 29 июля 2020 года заявления административного истца были отклонены в связи с наличием недостатков в отчетах об оценке.
Пользуясь предоставленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд и представил указанные выше отчеты о рыночной стоимости оцениваемых объектов.
Определением суда от 22 сентября 2020 года по делу была назначена судебная экспертиза в целях установления представленных отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков административного истца.
Согласно заключению N N от ДД.ММ.ГГГГ выполненному экспертом ФИО7 сотрудником "данные изъяты", представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельных участков административного истца, определенная в вышеуказанных отчетах, не соответствует их действительной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года; действительная рыночная стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером N - 2 907 072 руб, - земельного участка с кадастровым номером N - 5 548 816 руб.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 19, 20, 22 и 23 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Устанавливая размер кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании заключения экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованный сравнительный подход оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения, как допустимого и достаточного доказательства по делу, соответствует положениям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в апелляционной жалобе не оспаривается.
Рассчитанная экспертом рыночная стоимость земельных участков в размере 2, 06 руб./кв.м. находится в интервале значений цен (от 1, 9 руб./кв.м. до 2 руб./кв.м.) для сегмента рынка земель сельскохозяйственного назначения Тамбовской области.
Допустимых и относимых доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов выходит за границы приведенного диапазона цен и является иной, чем отражено в заключении эксперта, апеллянтом по правилам статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Ссылки представителя администрации Тамбовской области на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принятого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методами проведения, в связи с этим установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объектов недвижимого имущества, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об установлении кадастровой стоимости оцениваемых объектов недвижимости в указанном выше размере.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.