Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кайгородовой Е.В, судей Локтина А.А, Деменевой Л.С.
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамова В.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 16.11.2020.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца Низамова В.А, его представителя Усова Д.Н, судебная коллегия
установила:
Низамов В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что его отец Низамов А. в период с 02.11.1962 проходил срочную военную службу, а после ее окончания - продолжил служить на сверхсрочной. С 1979 года, в период службы Низамова А. в Еланском гарнизоне, воинская часть "N", истец проживал с отцом, был зарегистрирован по адресу: "адрес". В период службы отец истца состоял в очереди на получение жилья. В "дата" году Низамов А. погиб, на момент его смерти выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 20 лет. В 2019 году Низамов В.А. обратился в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему жилого помещения для постоянного проживания. 13.11.2019 истцом получен ответ об отказе в удовлетворении его заявления. Вместе с тем, истец полагает, что в соответствии с нормами, действовавшими на момент увольнения Низамова А. с военной службы, а также действующими в последующем и в настоящее время, Низамов А. ввиду продолжительности его военной службы и нуждаемости в жилье приобрел право на получение жилого помещения. Соответственно, такое право приобрел и его сын - Низамов В.А. С учетом изложенного истец просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 16.11.2020 исковые требования Низамова В.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец Низамов В.А. принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы указывает, что его отец НизамовА. на дату своей гибели имел законное право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. В период прохождения военной службы Низамов А. подавал заявление на получение жилого помещения в качестве нуждающегося в соответствии с действующим на тот период законодательством. Полагает, что отсутствие сведений о постановке отца на учет в целях получения жилья не влечет отказ в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку заявление могло быть утеряно по вине ответчика. Поскольку у Низамова А. возникло право на получение жилого помещения по окончании службы в связи с выслугой лет, такое же право возникло и у его детей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления смс-сообщения, письменных судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения истца, его представителя, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Низамов В.А. является сыном Низамова А, проходившего военную службу в Вооруженных Силах СССР, согласно его военному билету, с 02.11.1962 по декабрь 1987 года.
Согласно справке Отдела ЗАГС администрации г. Екатеринбурга от 24.06.1993 Низамов А. значится умершим "дата".
Из материалов дела также следует, что 18.10.2019 истец обратился в адрес Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") с заявлением об обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, жилищной субсидией как члена семьи бывшего военнослужащего Низамова А.
В ответ на обращение истца ответчик ФГКУ "Центррегионжилье" в письме от 13.11.2019 "N" сообщил, что согласно данным Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в обеспечении постоянными жилыми помещениями, автоматизированной системы "Учет" информация в отношении Низамова А. отсутствует. Материалами учетного дела (по жилищному обеспечению указанного лица) ФГКУ "Центррегионжилье" не располагает. Из заявления усматривается, что Низамов А. в период с 1965 года по 1992 год (1993) являлся военнослужащим сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР. В период увольнения Низамова А. с военной службы действовал ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению военнослужащих, уволенных с военной службы, жилыми помещениями для постоянного проживания, возлагалась на органы местного самоуправления. В связи с этим заявление Низамова В.А. об обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, жилищной субсидией в качестве члена семьи бывшего военнослужащего Низамова А. удовлетворению не подлежит.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не был установлен факт принятия Низамова А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления. Кроме того, не представлены доказательства того, что Низамов А. в период прохождения военной службы обращался с рапортом об обеспечении его постоянным жилым помещением. При этом из пояснений истца следует, что Низамов А. подавал рапорт о предоставлении ему не постоянного, а служебного жилья. Истец вместе с Низамовым А. на момент его смерти не проживал, на иждивении Низамова А. не находился, более того, НизамовА. на момент смерти уже утратил статус военнослужащего. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, как член семьи гражданина, уволенного с военной службы до 01.01.2005, не приобрел право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, так как его не приобрел самНизамов А.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Статьей 72 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", в редакции, действующей на момент увольнения Низамова А. с военной службы в 1987 году, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Аналогичное положение было закреплено и в п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193.
22.01.1993 был принят Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 6 ст. 15 указанного закона, в редакции, действовавшей на момент смерти Низамова А. ("дата"), граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В силу п. 10 этой же статьи военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
В соответствии с п. 5 ст. 23 указанного Закона, семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с соответствующими предприятиями, учреждениями или организациями. За семьями военнослужащих сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством.
С 01.01.1998 Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4348-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4 указанной статьи, за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина).
Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе и в ст. 24, в результате указанных изменений данная статья была дополнена п. 3.1, регулирующим порядок обеспечения жилыми помещениями членов семьи военнослужащего.
Согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены п.п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
Таким образом, из положений ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующей права членов семьи военнослужащих, с 14.11.2013 было исключено такое обязательное условие для приобретение права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, как признание в установленном законом порядке умершего военнослужащего до момента его увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения. В новой редакции статьи указано, что право на получение жилого помещения имеют и члены семьи военнослужащего в случае, если до смерти такого военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, имелись основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Однако, абз. 2 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сохранен порядок обеспечения жилыми помещениями, действовавший до 01.01.2005, согласно которому жилые помещения предоставлялись органами местного самоуправления.
Так, согласно абз. 2 п. 3.1 ст. 24, лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 01.01.2005 принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Как следует из ответов администрации г. Екатеринбурга, администрации Камышловского городского округа, Низамов А. не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, не представлены доказательства того, что Низамов А. в период прохождения военной службы обращался с рапортом об обеспечении его постоянным жилым помещением.
Из принятого судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства ответа ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 23.11.2020 следует, что личное дело Низамова А. на хранение в Центральный архив не поступало. По розыску личного дела рекомендовано обратиться в военный комиссариат по последнему его месту жительства и воинского учета.
Между тем, в военных комиссариатах г. Камышлова, Камышловского и Пышминского районов Свердловской области, г. Шацка, Шацкого и Чучковского районов Рязанской области личного дела Низамова А. на хранении также не имеется, что подтверждается ответами на запросы от 11.11.2020, 22.10.2020.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, сведений о том, что отец истца был принят на учет для получения постоянного жилого помещения как военнослужащий, в материалы дела не представлено. В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что истец, как член семьи гражданина, уволенного с военной службы до 01.01.2005, не приобрел право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, так как его не приобрел сам Низамов А, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Низамова А. могло быть утеряно по вине ответчика, не могут быть признаны обоснованными, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждены.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор разрешен верно.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 16.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кайгородова
Судьи: А.А. Локтин
Л.С. Деменева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.