Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е, судей: Дзадзиева Д.А, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-468/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2020 года, которым удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Трошина ФИО7 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Трошин, заключивший в ноябре 2010 года второй контракт о прохождении военной службы, в рапорте от 16 июля 2013 года изъявил желание стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Однако Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) административный истец включён в реестр участников НИС только в августе 2017 года с датой возникновения основания для включения в этот реестр с 16 июля 2013 года.
22 сентября 2017 года данные сведения поступили в ФГКУ "Росвоенипотека", которое 29 сентября того же года открыло Трошину именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с июля 2013 года произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а с 4 квартала 2017 года стало учитывать доход, получаемый от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход), размер которого на 1 января 2018 года составил 15 682 рубля 58 коп.
Полагая нарушенным право на получение инвестиционного дохода с июля 2013 года, Трошин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС и обязать ФГКУ "Росвоенипотека" за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода и с ранее учтённым доходом учесть на его ИНС инвестиционный доход, который причитался бы ему при условии своевременного включения в реестр участников НИС.
Кроме того, просил взыскать с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы её автор, приводя положения ст. 3, 5, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС.
Поскольку Трошин включён в реестр участников НИС только в 2017 году и до этого времени ИНС ему не открывался, то получать доход от инвестирования до 2017 года, когда учтённые на нём денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, не представляется возможным и это не предусмотрено как законодательством, так и судебной практикой Московского городского суда (апелляционное определение от 10 октября 2018 года N 33-43907/2018).
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 определён ДЖО.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Из материалов дела видно, что в ноябре 2010 года со старшим матросом Трошиным заключён второй контракт о прохождении военной службы, а в рапорте от 16 июля 2013 года он изъявил желание стать участником НИС.
Таким образом, административный истец в силу п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основанием для включения в реестр участников НИС является в письменной форме обращение о включении в этот реестр.
Несмотря на то, что в рапорте от 16 июля 2013 года Трошин выразил желание стать участником НИС, вместе с тем, в реестр участников НИС он был включён только в августе 2017 года с открытием ему в сентябре того же года ИНС, а поэтому накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, в связи с чем доходы от их инвестирования до 4 квартала 2017 года не учитывались на ИНС административного истца.
Таким образом, поскольку Трошин включён в реестр участников НИС только через 4 года со дня возникновения у него этого основания по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участникамиНИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением Трошина в реестр участников НИС накопления на его ИНС ФГКУ "Росвоенипотека" необоснованно учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС административного истца после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением его права, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2018 года инвестиционный доход у военнослужащего, получившего право на тех же условиях и в одно с Трошиным время (с июля 2013 года) стать участниками НИС, составил 257 780 рублей, а у административного истца - 15 682 рубля 58 коп, суд первой инстанции правомерно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на ИНС Трошина в счёт инвестиционного дохода денежные средства в размере 242 097 рублей 42 коп.
Данный вывод суда первой инстанции не противоречат правовой позиции по указанному вопросу, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение Московского городского суда по другому делу является несостоятельной, поскольку этот судебный акт не являются преюдициальным.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор жалобы, по вышеприведённым основаниям являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2020 года по административному иску Трошина ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 22 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.