Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-577/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшины 2 статьи Деньгина ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Деньгин первый контракт о прохождении военной службы заключил 1 ноября 2006 года сроком на 3 года, с учетом срока службы по призыву. 26 апреля 2008 года он уволен с военной службы по окончании срока контракта. Второй контракт о прохождении военной службы он заключил 03 июня 2008 года сроком на 3 года и был включен в реестр накопительно-ипотечной системы (далее - НИС). 1 августа 2010 года он уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а его именной накопительный счет (далее - ИНС) закрыт без права на получение накоплений. Новый контракт заключен им 16 февраля 2011 года. Как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, он подлежал включению в реестр участников НИС по 16 категории и его волеизъявления для этого не требовалось. Вместе с тем фактически он включен в реестр участников НИС только в 2020 году с даты возникновения основания для включения его в реестр НИС с 16 февраля 2011 года. За период с 2011 года по 2020 год ему не начислен размер инвестиционного дохода по состоянию на 1 января 2020 года.
Полагая свои права нарушенными, так как он должен был быть своевременно включен в реестр участников НИС, Деньгин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать Росвоенипотеку учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений с 16 февраля 2011 года по состоянию на 1 января 2020 года, в размере "данные изъяты" рублей, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода;
- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Деньгина удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Деньгина в реестр участников НИС, и обязал Росвоенипотеку определить размер причитающегося Деньгину инвестиционного дохода за период с сентября 2011 года по состоянию на 1 января 2020 года и учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за указанный период за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Также суд взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Деньгина судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления Деньгина в остальной части - отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 310 КАС РФ, указывает, что подп. 6 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) определен исчерпывающий перечень источников поступления денежных средств, для определения накоплений.
Приводя содержание ст. 3 и 5 Федерального закона, отмечает, что объектом доверительного управления являются накопления для жилищного обеспечения. Целями доверительного управления являются сохранение и увеличение стоимости чистых активов, сформированных за счет средств, переданных в доверительное управление, при условии соблюдения интересов участников НИС.
Обращает внимание, что Правилами формирований накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, установлены порядок производства расчета суммы, её учета, а также сроки. Таким образом, законодательством установлена процедура, согласно которой накопления для жилищного обеспечения участников НИС передаются в доверительное управление управляющей компании.
Поясняет, что Управляющая компания размещает накопления в определенные классы активов, что формирует ее инвестиционный портфель. Размещенные активы обращаются на рынке ценных бумаг или в кредитных организациях. В результате такого обращения управляющая компания получает доход, который дает прирост средств, переданных в доверительное управление.
По мнению автора жалобы, суд не учел, что получить доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС. Поскольку Деньгин был включен в реестр лишь в 2020 году и, следовательно, на основании п. 8 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, у него ранее не был открыт ИНС, то получить доход от инвестирования за указанный период не представляется возможным.
Ссылаясь на ст. 6 и 17 Федерального закона, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 666 и судебную практику других судов, указывает, что Деньгин не является субъектом отношений по формированию и инвестированию накоплений и не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, в связи с чем, не имеется оснований для получения дохода от инвестирования.
В заключение автор жалобы считает, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении Деньгина не было каких-либо нарушений, повлекших неполучение истцом денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период, следовательно суд безосновательно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 рублей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим -гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом являющимся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно части 1 статьи 5 этого же Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счёте участника начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в структуре Министерства обороны Российской Федерации создана Росвоенипотека.
В силу подпункта "в" пункта 5, пунктов 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней, с даты поступления указанного уведомления.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в именной накопительный счёт вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счете.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения, утверждённых тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона.
В силу пункта 14 части 2 статьи 9 Закона (в редакции Федерального закона от 28 июня 2011 года N 168) основанием включения в реестр для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 168 "О внесении изменений в статьи 64.1 и 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон, которым часть2 статьи 9 Закона дополнена пунктом 14, действие положений данного пункта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правовые основания для включения Деньгина в реестр участников НИС, как военнослужащего, поступившего на военную службу из запаса, который был исключен из реестра участников и не получил выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона, появились после вступления 30 июня 2011 года в силу Федерального закона от 28 июня 2011 года N 168. При этом с учетом распространения положений пункта 14 части 2 статьи 9 Закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, Деньгин подлежал включению в реестр с указанием в качестве даты возникновения основания для этого 16 февраля 2011 года, т.е. дня поступления на военную службу из запаса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 23 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в Правила формирования и ведения реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 внесены изменения. Так, пункт 12, в котором перечислены основания для включения военнослужащих в реестр участников НИС дополнен подпунктом 15, содержащим новое основание - заключение нового контракта о прохождении военной службы, для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2012 года N 2355 в приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 года N 225, которым определена структура регистрационного номера участника НИС и признаки категории участника, внесены изменения, согласно которым военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в пункте 2 статьи 10 Закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона присваивается признак категории - "16". Данные изменения вступили в силу 28 октября 2012 года.
Действующая в период с 17 апреля 2009 года по 8 июня 2013 года Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года N 30, не предусматривала такого основания для включения военнослужащего в реестр, как заключение нового контракта о прохождении военной службы для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона.
Такое основание было введено только с утверждением приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 166 Порядка реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшего с 9 июня 2013 года по 9 июня 2017 года, (подпункт "п" пункта 13 данного Порядка).
Таким образом, действительно, в правовом акте Минобороны России указание о введенном Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 168 основании включения военнослужащих в реестр участников НИС (пункте 14 части 2 статьи 9 Закона) появилось только с вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 166, т.е. 9 июня 2013 года.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, не распорядительность должностных лиц Минобороны России по приведению в соответствие с федеральным законодательством ведомственных правовых актов не может являться основанием для ущемления жилищных прав военнослужащего на получение причитающегося инвестиционного дохода.
В 2011 году в Минобороны России имелся действующий правовой акт, регламентирующий обязанности и действия воинских должностных лиц по включению военнослужащих в реестр участников НИС при возникновении у них предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона оснований.
Так, в соответствии с пунктами 11, 13, 14, 17 и 18 вышеприведенной Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года N 30, командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил) (далее именуются - командиры воинских частей), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр (далее именуется - список) согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (далее именуются - органы военного управления).
Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее именуется - сводный список для включения в реестр) согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции. Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются органами военного управления в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 8 настоящей Инструкции, в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр.
При этом в силу пункта 9 приведенной Инструкции общий срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр не должен составлять более 3 месяцев с даты, возникновения соответствующего основания.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд, учитывая, что норма, предусматривающая включение Деньгина в реестр участников НИС с 16 февраля 2011 года, появились после вступления 30 июня 2011 года в силу Федерального закона от 28 июня 2011 года N168, с учетом трехмесячного срока, установленного для внесения в реестр участников НИС записи о включении в него военнослужащего, пришел к верному выводу, что административный истец подлежал включению в указанный реестр с датой возникновения основания - 16 февраля 2011 года, не позднее 30 сентября 2011 года. Вместе с тем, по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации административный истец был включён в реестр участников НИС и ИНС ему открыт только в июне 2020 года. Доходы от инвестирования накоплений за период до фактического открытия ИНС ему не начислялись.
Согласно п. 81 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2020 года) (Приложение N7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2019 году), у военнослужащего, подлежавшего включенного в реестр участников НИС в сентябре 2011 года, сумма накоплений составляет "данные изъяты" руб. из них инвестиционный доход 847 090 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несвоевременное включение Деньгина в реестр участников НИС повлекло начисление на его ИНС накоплений без учёта доходов от их инвестирования, то есть в размере, меньшем, чем у иных участников НИС, включённых в реестр участников НИС своевременно и это ставит административного истца в неравное положение с другими участниками НИС, своевременно включенными в реестр НИС, снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ему для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объёме.
Для восстановления прав административного истца суд обоснованно удовлетворил частично его административное исковое заявление и признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Деньгина в реестр участников НИС.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2008-2020 годы не предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Соответствующие денежные средства имеют иной источник происхождения, не связанный с ассигнованиями федерального бюджета.
Принимая во внимание особенности возникших правоотношений, внебюджетную природу средств, получаемых от инвестирования накоплений, переданных в доверительное управление, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд первой инстанции верно установил, что сумма недополученного им дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, подлежащего распределению Росвоенипотекой между всеми военнослужащими, что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции для восстановления прав административного истца в рамках заявленных им требований, и учитывая, что на инвестиционный доход с февраля 2011 года в размере "данные изъяты" рублей он права не имеет, поскольку фактически он мог быть включен в реестр в сентябре, а не в феврале 2011 года, в то же время на его ИНС учтены накопительные взносы за период с февраля по август 2011 года, на которые с сентября 2011 года вместе с накопительными взносами за последующий период также подлежит начислению доход от инвестирования, верно счел необходимым возложить на Росвоенипотеку обязанность определить размер упущенного Деньгиным инвестиционного дохода за период с сентября 2011 года по состоянию на 1 января 2020 года и учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за указанный период за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, отказав в удовлетворении административного иска об учете названного дохода в требуемой Деньгиным размере.
Иная оценка в апелляционной жалобе обстоятельств дела по вышеизложенным основаниям является несостоятельной.
Руководствуясь ст. 308, п.1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Деньгина ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение составлено 5 марта 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.