Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Цветкова В.В.
судей Долгинцевой Т.Е, Коровиной Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Коровиной Е.В.
гражданское дело по апелляционным жалобам Егорова С.И, Леонова В.А, Лобановского С.В, Общества с ограниченной ответственностью "Респект", Еременковой Т.В, Кудряшова Ю.В. на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 10 августа 2020 года, которым постановлено:
"иск прокурора Фировского района Тверской области, поданного в интересах Российской Федерации (материальные истцы: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства) и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Респект", индивидуальному предпринимателю Лобановскому С.В, Егорову С.И, Леонову В.А, Еременковой Т.В, Кудряшову Ю.В. о признании незаконными результатов межевания земельных участков, признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельный участков и применении последствий недействительности сделок, удовлетворить.
Признать незаконными результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, произведённых кадастровым инженером Лобановским С.В..
Признать недействительными (ничтожными) сделками:
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 4 сентября 2018 года между Леоновым В.А. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 4 сентября 2018 года между Егоровым С.И. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 4 сентября 2018 года между Кудряшовым Ю.В. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 4 сентября 2018 года между Еременковой Т.В. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 31 октября 2018 года между Леоновым В.А. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 1/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 31 октября 2018 года между Егоровым С.И. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 1/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 31 октября 2018 года между Кудряшовым Ю.В. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения;
- договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенный 31 октября 2018 года между Еременковой Т.В. (в лице представителя по доверенности Шишовой О.Ю.) и обществом с ограниченной ответственностью "Респект", о продаже 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на землях сельскохозяйственного назначения.
Применить последствия недействительности сделки. Снять с государственного кадастрового учёта:
- земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенном по адресу: "адрес"
земельный участок с кадастровым номером N плошадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес"
- земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес"
- земельный участок с кадастровым номером N площадью N квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес"
Отказать прокурору Фировского района Тверской области в удовлетворении иска, поданного в интересах Российской Федерации (материальные истцы: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства) и неопределённого круга лиц, о признании незаконными результатов межевания земельных участков, признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельный участков и применении последствий недействительности сделок в части требования к Резнюку Д.В..
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Респект", Еременковой Т.В, Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, индивидуального предпринимателя Лобановского С.В. в пользу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" в солидарном порядке 71 670 (семьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят) рублей 88 копеек в счет оплаты судебной землеустроительной экспертизы и 54 592 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто два) рублей 15 копеек в счет оплаты судебной лесоустроительной экспертизы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Респект", Еременковой Т.В, Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, индивидуального предпринимателя Лобановского С.В. в солидарном порядке в доход бюджета муниципального образования "Вышневолоцкий городской округ" государственную пошлину с каждого по 2 000 (две тысячи) рублей.
До исполнения решения суда сохранить меры по обеспечению иска в виде:
- наложения запрета на совершение регистрационных действий в
отношении земельных участков с кадастровыми номерами N;
- запрета собственнику земельных участков обществу с ограниченной
ответственностью "Респект" и арендатору Резнюку Д.В. совершать какие-либо действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, в том числе производить работы по вырубке лесных насаждений и вывозу древесины с лесных участков и мест складирования, отчуждать земельные участки в собственность других лиц или обременять правами других лиц, образовывать из них другие земельные участки, совершать иные сделки, использовать, заниматься их переводом в другую категорию земель и (или) изменением вида разрешенного использования".
Установила:
Прокурор Фировского района Тверской области, действуя в защиту законных интересов Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, обратился в суд с иском к ООО "Респект", Резнюку Д.В, ИП Лобановскому С.В, Егорову С.И, Леонову В.А, Еременковой Т.Ф, Кудряшову Ю.В. о признании результатов межевания недействительными, признании договоров купли-продажи недействительными (ничтожными) сделками и применении последствий недействительности сделок в виде снятия земельных участков с кадастрового учета.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Фировского района проведена проверка по обращению ГКУ "Фировское лесничество Тверской области" о неправомерной постановке на кадастровый учет с категорией "Земли сельскохозяйственного назначения" лесных участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами N площадью "данные изъяты" кв.м, N площадью "данные изъяты" кв.м, N площадью "данные изъяты" кв.м, N площадью "данные изъяты" кв.м.
В ходе проверки установлено, что в 1996 г. Егорову С.И, Леонову В.А, Еременковой Т.Ф, Кудряшову Ю.В. были выданы свидетельства на право собственности на земельную долю, оцененную в 124 баллогектара, площадью "данные изъяты" га каждый; полученные земельные участки на местности не выделялись, точное их местонахождение гражданам не известно.
В период с февраля по март 2018 г. Егоров С.И, Леонов В.А, Еременкова Т.Ф, Кудряшов Ю.В. оформили доверенность на Шишову О.Ю, согласно которой последняя правомочна проводить от их имени все действия с принадлежащими им ранее земельными участками. При этом Кудряшов Ю.B. имеет диагноз олигофрения в степени нерезковыраженной имбецильности, в связи с чем, не мог осознавать последствий заключенной сделки.
4 сентября 2018 г. и 31 октября 2018 г. между ООО "Респект" в лице Крутова М.В. с одной стороны и Шишовой О.Ю, действующей по доверенностям от имени Егорова С.И, Леонова В.А, Еременковой Т.Ф, Кудряшова Ю.В, с другой стороны, заключены договора купли-продажи доли в праве общей собственности на земельные участки, соответственно 99/100 долей и 1/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, 99/100 долей и 1/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, 99/100 долей и 1/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, 99/100 долей и 1/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N.
5 сентября 2018 года и 7 ноября 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области произведена государственная регистрация указанных договоров.
3 декабря 2018 года между ООО "Респект" и Резнюком Д.В. заключён договор аренды участков сельскохозяйственного назначения, согласно которому ООО "Респект" передаёт в аренду Резнюку Д.В. земельные участки с кадастровыми номерами N
Однако в соответствии с данными государственного лесного реестра указанные участки расположены в границах земель лесного фонда квартала N Шлинского участкового лесничества ГКУ "Фировское лесничество Тверской области", ранее находившихся во владении колхоза "Память Ильича". Земли входят в состав земельного участка общей площадью 9911 гектар, который переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в соответствии с распоряжением администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. N 549-ра "О переводе земель из одной категории в другую". На земельный участок площадью "данные изъяты" гектар зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как на земли лесного фонда, под условным номером N. 19 ноября 2012 года лесной участок, в состав которого входят, в том числе, леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича" квартал N) в пределах условного номера N Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области переданы ООО "НИКОС" для заготовки древесины по договору аренды N 1.
Таким образом, земельный участок земель из земель лесного фонда с условным номером N и земельные участки с кадастровыми номерами N учтены дважды, в связи с чем, незаконно оформлены в собственность Егорова С.И, Леонова В.А, Еременковой Т.Ф, Кудряшова Ю.В, а также, в последующем, проданы указанными гражданами ООО "Респект" и переданы последним по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения Резнюку Д.В, поскольку являются частью государственного лесного фонда. Спорные земельные участки находятся в фактическом владении Российской Федерации и уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации осуществляют в отношении них переданные государственные полномочия.
Кадастровый инженер Лобановский С.В. выполнил работы с нарушением действующего законодательства, что привело к существенному нарушению прав и интересов Российской Федерации.
При постановке на кадастровый учёт филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области не проведено соответствие представленных документов действующему законодательству, что привело к незаконной постановке на кадастровый учёт.
С учетом изложенного и ссылаясь на статью 71 Конституции Российской Федерации, статью 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик", Лесной кодекс РСФСР, статьи 5, 8, 12, 36, 130, 67-69, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 12, 168, 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 7, 17, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", стать. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановление Совета Министров СССР от 04 марта 1968 г. N 144, постановление Губернатора Тверской области от 31 декабря 2008 г. N 39-пг "Об утверждении лесного плана Тверской области", приказ Министерства лесного хозяйства Тверской области от 25 апреля 2013 г. N 64-п "о внесении изменений в приказ Департамента лесного комплекса Тверской области от 18 ноября 2010 г. N 90-п", прокурор просит:
- признать незаконными результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, произведённого кадастровым инженером Лобановским С.В.;
- признать недействительными (ничтожными) сделками договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N заключенные между ООО "Респект" и Шишовой О.Ю, действующей от имени Егорова С.И, Кудряшова Ю.В, Еременковой Т.Ф, Леонова В.А, и применить последствия недействительности сделки - снять с кадастрового учёта земельные участки с кадастровыми номерами N
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве материальных истцов привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в исковом заявлении указаны: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области (Управление Росреестра по Тверской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, государственное казенное учреждение "Фировское лесничество Тверской области", Общество с ограниченной ответственностью "Никос".
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация Фировского района Тверской области, администрация Великооктябрьского сельского поселения Фировского района, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
Согласно письменным возражениям представителя ответчиков ООО "Респект", Резнюка Д.В, Егорова С.И, Леонова В.Л. - Шишовой О.Ю. требования прокурора удовлетворению не подлежат. Межевание земельных участков проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Границы участков кварталов N Шлинского участкового лесничества Фировского лесничества определены, согласованы и внесены в ЕГРН в 2011 году и пересечений со спорными участками не имеют. Ответчики Егоров С.И, Леонов В.А, Еременкова Т.Ф, Кудряшов Ю.В. к прокурору за защитой своих прав не обращались, распорядились принадлежащим им на праве собственности имуществом по своему усмотрению, считают сделки правомерными, намерения вернуть себе проданные ООО "Респект" земельные участки не имеют, в связи с чем, у прокурора Фировского района Тверской области субъективное право на подачу искового заявления с требованиями о признании незаконными спорных договоров купли-продажи отсутствует.
В письменных возражениях за подписью представителя Крутова М.В, ответчик ООО "Респект" просит прокурору в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что исходным для выдела земельных долей явился земельный участок площадью "данные изъяты" га, переданный колхозу "Память Ильича" на основании проекта землеустройства (перераспределения) постановлением администрации Фировского района Тверской области от 14 февраля 1994 г. N 45, в графическом приложении к которому определены контура земель (пашни, сенокосы, пастбища, залежи). В 2006 году земельному участку присвоен кадастровый N и сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости. Приобретенные впоследствии ООО "Респект" земельные участки выделены в границах долевой собственности. В настоящий момент границы участков лесного фонда кварталов N Фировского лесничества Шлинского участкового лесничества (ранее находившихся в пользовании колхоза "Память Ильича", внесенные в ГРН в 2011 г.) полностью совпадают с контурами лесных земель, обозначенных на проекте перераспределения земель колхоза "Память Ильича" и согласно сведениям ЕГРН не имеют пересечений с границами спорных участков.
В своем отзыве на исковое заявление ответчик индивидуальный предприниматель (кадастровый инженер) Лобановский С.В. просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, ссылается на проведение межевания в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами N образованы путем выдела в счет 4 (четырех) долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый N в границах колхоза "Память Ильича" Фировского района Тверской области. Образованные земельные участки являются равноценным по среднему качеству земель - 1 доля (124 б/га), по составу угодий - пастбище N 5 и сенокос N 8. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями законодательства, пересечений с землями лесного фонда по данным государственного кадастрового учета не имеют.
В представленном Департаментом лесного хозяйства по ЦФО письменном отзыве указано, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами N имеют пересечение с землями лесного фонда Шлинского участкового лесничества кварталы N (в соответствии с материалами лесоустройства 1988 г, 2000 г. - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича" кварталы N), право собственности на которые зарегистрировано Российской Федерацией под условным номером N. Наличие материалов лесоустройства говорит о том, что земельный участок предназначался для ведения лесного хозяйства и был отнесен к лесам, переданным во владение колхоза "Память Ильича" в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно материалам лесоустройства в 2006 г. на основании распоряжения администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. N 567-ра бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича", переведены в земли лесного фонда.
Правительство Тверской области в своем письменном отзыве полагает заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению и указывает, что право собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный по адресу: Тверская обл, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение (Фировское лесничество, Шлинское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича") зарегистрировано под условным номером N (Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области выдано свидетельство о государственной регистрации права N от 19 августа 2008 г.). Также право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, в состав которого входят спорные земельные участки, подтверждаются лесохозяйственным регламентом ГКУ "Фировское лесничество Тверской области" в редакции 2016 г. и материалами лесоустройства. Отчуждение спорных земельных участков не соответствует требованиям земельного и лесного законодательства, а также положениям Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем заключенные договора купли-продажи земельных участков являются ничтожными в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Фировского района Раков И.Н. исковые требования поддержал по приведенным в исковом заявлении доводам и основаниям.
Материальные истцы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное агентство лесного хозяйства о рассмотрении дела были извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В материалах дела имеется ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя агентства.
Ответчики Резнюк Д.В, Егоров С.И, Леонов В.А, Еременкова Т.Ф, Кудряшов Ю.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены. В материалах дела имеются ходатайства Еременковой Т.Ф, Кудряшова Ю.В. о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчиков ООО "Респект", Резнюка Д.В, Егорова С.И, Леонова В.Л. по доверенностям Шишова О.Ю. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений. В дополнение сослалась на положения закона, в соответствии с которым сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, имеют приоритет перед сведениями, содержащими в Государственном лесном реестре. Заявила о применении срока исковой давности, который по обоим требованиям начинает течь с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах спорных земельных участках, то есть с 2011 года.
Представитель ответчика ООО "Респект" по доверенности Кораблева Н.П. в судебном заседании иска не признала, поддержав доводы представителя Шишовой О.Ю. и письменные возражения ООО "Респект". Полагала, что установленные экспертизой противоречия между сведения Государственного лесного реестра и сведения Единого государственного реестра недвижимости подлежат устранению в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" путём исключения спорных участков из лесного реестра.
Ответчик индивидуальный предприниматель (кадастровый инженер) Лобановский С.В. в судебном заседании иск не признал, поддержал заявление о применении срока исковой давности, который начал течь с 2011 года и свои письменные возражения.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.B. в судебном заседании просила заявленные прокурором исковые требования удовлетворить. Пояснила, что согласно материалам лесоустройства 1988, 2000, 2010 годов спорные земельные участки имеют наложение на земли лесного фонда Шлинского участкового лесничества кварталы 334, 337. Полагала также, что срок исковой давности по заявленным прокурором требованиям начал течь с апреля 2019 года, пропущен не был.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Огнева Ю.А. в судебном заседании пояснила, что согласно ранее действующему законодательству перевод колхозных лесов второй группы (эксплуатационные леса) осуществлялся на основании решения соответствующих органов областного уровня, следовательно, спорная территория не могла быть использована для ведения сельского хозяйства и не могла быть передана гражданам в общую долевую собственность. Полагала, что срок исковой давности по заявленным прокурором требованиям начал течь с апреля 2019 г.
Представитель третьего лица ПСУ "Фировское лесничество Тверской области" Васильев В.И. в судебном заседании поддержал иск прокурора и доводы Министерства лесного хозяйства Тверской области. Пояснил, что о сложившейся ситуации лесничество узнало в апреле 2019 года.
Представители третьих лиц ООО "Никос" Завьялова О.В, Департамента лесного хозяйства по ЦФО Голубев К.Н. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержали.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В поданной представителем ответчиков Егорова С.И, Леонова В.А. по доверенности Шишовой О.Ю. апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 10 августа 2020 года и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства имеющие значения для дела, сделал выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, неправильно применил нормы материального права.
Выводы суда о том, что на земельный участок, относящийся к категории земель: земли лесного фонда и находящийся в собственности РФ полностью накладываются на земельные участки, имеющие категорию: земли сельскохозяйственного назначения, а также о том, что при выделении из земельного участка с кадастровым номером N относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки с кадастровыми номерами N N в полном объёме были сформированы из земель лесного фонда, на землях лесного квартала N N Шлинского участкового лесничества Фировского лесничества Тверской области, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N образованы на основании межевого плана от 4 июня 2018 г. и проекта межевания земельных участков путем выдела из земельного участка коллективно-долевой собственности, категория земли: сельскохозяйственное назначение с кадастровым номером N, адрес объекта: "адрес" сведения о котором были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2006 году. При проведении межевания были соблюдены все требования действующего законодательства. По заключению судебной экспертизы спорные земельные участки являются земельными участками сельскохозяйственного назначения, в земли лесного фонда не входили и не входят, наложений границ спорных земельных участков на земельные участки лесного фонда не имеется.
Суд нарушил положения статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-03 "О государственной регистрации недвижимости", статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13.1 Федерального закона N 101-ФЗ, проигнорировал установленный законодателем приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре (далее ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, неправильно применил положения Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2014 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не указал, какие нормы материального права при выполнении кадастровых работ и составлении оспариваемого проекта межевания от 29.05.2018 года были нарушены кадастровым инженером, а также в чем выразился факт нарушения.
По заключению судебной экспертизы в 2011 году в государственный кадастр недвижимости включены сведения о границах участков лесного фонда, расположенных: "адрес", и ранее находившихся в пользовании колхоза "Память Ильича" на основании документов о межевании, подготовленных землеустроительной организацией ООО "Терра-Нова" и согласованных органами, уполномоченными в области лесных отношений на территории Тверской области. Спорные участки сформированы кадастровым инженером по действующей внесенной в ЕГРН границе - пересечений наложений с границей Лесного фонда не имеется. В архиве Шлинского участкового лесничества и в архиве Тверского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" отсутствуют материалы лесоустройства 2000 года. Право коллективно-долевой собственности на земельный участок в границах колхоза "Память Ильича" (из которого образовались спорные участки) вопреки выводам суда возникло не в 2018 г..при выделении земельных участков, а до 01.01.2016 г, - в 1994 году на основании постановления администрации Фировского района Тверской области от 14.02.1994 г..N 45 "О предоставлении земель в собственность, аренду и пользование колхозу "Память Ильича". Границы и площадь колхозных лесов, которые согласно выводам суда относятся к лесному фонду, не могут включать в свой состав участки сельскохозяйственного назначения общей коллективно-долевой собственности (из которых и были образованы спорные земли), так как их границы были определены при проведении внутрихозяйственного землеустройства, закреплены нормативным актом местного самоуправления. Согласно Распоряжению администрации Тверской области от 27.11.2006 N 567-ра "О переводе земель из одной категории в другую" бывшие сельские (колхозные) леса, были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли лесного фонда в границах участка бессрочного пользования, а не участка коллективно-долевой собственности.
Согласно постановлению Главы администрации Фировского района от 14.02.94 г..N 45 колхозу "Память Ильича" в постоянное (бессрочное) был предоставлен земельный участок пользование площадью "данные изъяты" га, имеющий, согласно экспликации земель 1995 г, четкое ограничение и состоящий из лесов - "данные изъяты" га, кустарников - "данные изъяты" га, болот - "данные изъяты" га, под водой - "данные изъяты" га, под дорогами - "данные изъяты" га, под постройками - "данные изъяты", прочих земель - "данные изъяты" га, иных земель - "данные изъяты" га. В составе земель, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования колхозу "Память Ильича", отсутствуют пастбища, следовательно, спорные земельные участки не могли быть на законных основаниях лесоустроены. В тоже время, в составе сельскохозяйственных угодий колхоза, переданных в коллективно-долевую собственность граждан площадью "данные изъяты" га, отдельно указаны пастбища, в том числе покрытые древесно-кустарниковой растительностью. Сам факт произрастания на спорных земельных участках деревьев древесно-кустарниковой растительности) не может служить основаниям для отнесения земель сельхозназначения к землям лесного фонда.
При вынесении решения суд проигнорировал заявленное стороной требование о применении установленного законом трехгодичного срока исковой давности по оспариванию границ земельных участков, который начал исчисляться с 2011 года с того момента, когда границы лесного фонда были внесены в ЕГРН.
Признавая договора купли-продажи долей спорных участков, заключенные между гражданами и ООО "Респект" 04 сентября 2018 года и 31 октября 2018 года недействительными, суд не обосновал, чье право нарушено при заключении договоров купли-продажи спорных земельных участков; не оценил, имеются ли уважительные причины для обращения прокурора в защиту интересов граждан с иском. Решение также не содержит обоснования, какие публичные интересы неопределенного круга лиц нарушены. У суда не имелось правовых оснований для признания сделок недействительными, так как спорные земельные участки не подпадают под понятие земель лесного фонда, не относятся к землям федеральной собственности, законодателем прямо предусмотрено, что на землях сельхозназначения могут располагаться зеленые насаждения. Использование гражданами спорных земельных участков с произрастающей на них древесно-кустарниковой растительностью либо зелеными насаждениями допустимо и разрешено. К требованиям о признании недействительными договоров купли-продажи долей земельных участков суд необоснованно не применил установленный пунктом 2 статьи 181 ГК РФ годичный срок исковой давности, о котором было заявлено ответчиками. В части применения последствий недействительности сделки в виде снятия с кадастрового учета земельных участков кадастровыми номерами N решение судом не мотивировано, не обосновано, не приведены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В апелляционных жалобах индивидуального предпринимателя Лобановского С.В, представителя ООО "Респект" Крутова М.В, Кудряшова Ю.В. и Еременковой Т.Ф. также ставится вопрос об отмене решения Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области как незаконного и необоснованного. В обоснование жалоб приводятся доводы, аналогичные доводам, имеющимся в жалобе представителя Егорова С.И, Леонова В.А. по доверенности Шишовой О.Ю.
В возражениях на апелляционные жалобы Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, Еременковой Т.Ф. (представитель Шишова О.Ю.), Лобановского С.В, ООО "Респект" директор ООО "НИКОС" Николаев В.П, и.о. прокурора Фировского района Тверской области Бобров М.М, представитель Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В, представитель Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Плоткин А.К, указывают на необоснованность доводов апелляционной жалобы, в связи с чем просят оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, Еременковой Т.Ф. - Шишова О.Ю, ответчик Лобановский С.В, представители ответчика ООО "Респект" Родин А.Б, Кораблева Н.П, представитель ООО "НИКОС" Завьялова О.В. поданные ответчиками апелляционные жалобы поддержали.
Представитель истца - прокурора Фировского района Тверской области - Голодкова А.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы Егорова С.И, Леонова В.А, Лобановского С.В, ООО "Респект", Еременковой Т.Ф, Кудряшова Ю.В. без удовлетворения.
Представители третьих лиц Правительства Тверской области Травкина О.Н, Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении и возражениях относительно них.
Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части с вынесением в отмененной части нового решения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, таким образом, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - далее по тексту Закон N 7-ФЗ).
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Территориальное управление Росимущества в Тверской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - Тверской области.
Привлечение указанных лиц в качестве материальных истцов обусловлено полномочиями Рослесхоза и Росимущества.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки, применении ее последствий может заявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью.
На основании п.2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как указано в п.1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связанные с ее недействительностью, и недействительна с момента совершения.
Статья 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения последствий недействительности сделки, а также возможность неприменения их с учетом существа сделки.
Сделка как правомерное действие должна соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК РФ).
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращаясь в суд с указанными выше требованиями, истец указал, что за Российской Федерацией под условным номером N зарегистрировано право собственности на лесной участок, расположенный по адресу: "адрес" По результатам проведенной проверки прокурор Фировского района Тверской области установил, что в границах земель лесного фонда квартала N) Шлинского участкового лесничества также распложены земельные участки с кадастровыми номерами N. Земельный участок с условным номером N и земельные участки с кадастровыми номерами N учтены дважды. Спорные участки незаконно были оформлены в собственность Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, Еременковой Т.Ф, в последующем проданы указанными гражданами ООО "Респект" и переданы последним по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения Резнюк Д.В.
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР 1970 г.).
Статья 7 действующего Земельного кодекса Российской Федерации (п. п. 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно действующего законодательства, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Отношения, возникающие по поводу использования лесов, регулируются лесным законодательством.
В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались (статья 3). Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоял из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли принадлежали к землям лесного фонда.
В соответствии с Лесным кодексом 1997 года сельские леса также входили в границы лесного фонда.
Согласно ст. 6 действующего Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (п. 1). К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (п. 2). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (п. 3). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (п. 4).
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В ч. 1 - 2, 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 - 2 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
В силу ст. 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.2 приведенного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 закона).
Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (ч. 1). Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 2).
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 68.1. Лесного кодекса Российской Федерации, проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При проектировании лесничеств осуществляются: 1) установление площади лесничеств; 2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); 3) определение квартальной сети; 4) установление границ лесничеств 9. Определение квартальной сети осуществляется с учетом установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов. При установлении и изменении границ лесничеств уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подготавливает текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 68.2 указанного кодекса, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов. Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно имеющимся в материалах дела проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза "Память Ильича" Фировского района Тверской области, постановления Главы администрации Фировского района Тверской области N 45 от 14.02.1992 г, колхозу "Память Ильича" было предоставлено для сельскохозяйственного производства земельный участок общей площадью "данные изъяты" га, из них в коллективно-совместную собственность - "данные изъяты" га, в постоянное (бессрочное) пользование - "данные изъяты" га из земель фонда перераспределения.
Земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, ранее находившийся коллективно-совместной собственности в границах колхоза "Память Ильича" поставлен на кадастровый учет 19.05.2006 г. как ранее учтенный земельный участок, местоположение: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий. Земельному участку присвоен кадастровый N (ранее присвоенный учетный номер N). На данный земельный участок зарегистрировано коллективное право собственности.
При постановке указанного земельного участка его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о границах не позволяют определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежат уточнению при межевании.
Выписками из ЕГРН, кадастровым планом территории кадастрового квартала N от 13.08.2019г. N, заключением судебной землеустроительной экспертизы подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами N площадью ориентировочно N кв.м, N площадью ориентировочно N кв.м, N площадью ориентировочно N кв.м, N площадью ориентировочно N кв.м образованы путем выделения из земельного участка с кадастровым номером N, стоят на кадастровом учете с 14.06.2018 г. с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Работы по межеванию указанных земельных участков были проведены кадастровым инженером - индивидуальным предпринимателем Лобановским С.В. по заказу собственников земельных долей, входящих в общую совместную собственность земель сельскохозяйственного назначения из земель, принадлежащих колхозу "Память Ильича", - Кудряшова Ю.В, Еременковой Т.Ф, Леонова В.А, Егорова С.И. от имени которых по доверенностям действовала Шишова О.Ю.
В настоящее время собственником указанных земельных участков является ООО "Респект". Основанием для регистрации за данным Обществом права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N с категорией: сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, послужили оспариваемые прокурором сделки - договора купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, заключенные Кудряшовым Ю.В, Еременковой Т.Ф, Леоновым В.А, Егоровым С.И. в лице представителя Широковой О.Ю. от 4.09.2018 г. о продаже 99/100 долей и от 31.10.2018 г. о продаже 1/100 долей указанных земельных участков. Переход права на доли зарегистрирован 13.09.2018 г. и 13.11.2018 г. соответственно.
Из материалов дела усматривается, что в квартале N части выделов 2, 3, 4, 12, квартале N части выделов 1, 2, 4 Фировского лесничества, Шлинского участкового лесничества (колхоз "Память Ильича") обнаружено наложение земельных участков с кадастровыми номерами N, N с категорией: сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащих на праве собственности ООО "Респект" на земли лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением ГКУ "Фировское лесничество Тверской области" от 31 мая 2019 г. N 479 и заключением судебной землеустроительной экспертизы, проведенной экспертом ФГБУ "Рослесинфорг" Молчановой И.П, схемами, иллюстрирующими наложение.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности.
Согласно ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов) а также включает в себя таксацию лесных участков.
Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.
Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств), и путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.
В ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляется органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91 Кодекса), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 4.2 Вводного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 4.2 Вводного закона план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе, лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Судом установлено, что Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 567-ра о переводе из земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича" в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, расположенные на территории Фировского района Тверской области, в том числе земли колхоза "Память Ильича" (площадь 9 911 га) общей площадью "данные изъяты" гектар переведены в категорию земель лесного фонда.
На лесной участок с кадастровым номером N (единое землепользование), относящийся к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием для леса и размещения объектов лесного фонда площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича", зарегистрировано право федеральной собственности, о чем ЕГРН 15.10.2008 сделана запись N (Свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2008 г. N).
На кадастровый учет указанный земельный участок поставлен 05.12.2006 г. под условным номером N. При постановке указанного земельного участка его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно договору аренды лесного участка от 19 ноября 2012 г. N 1, Министерство лесного хозяйства Тверской области передало в аренду ООО "НИКОС" для заготовки древесины лесной участок, в составе земель лесного фонда, площадью 9 738 га, местоположение: "адрес" (леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича"), кв. 1-69, 72-79 (по материалам лесоустройства кв. 263-331, 334-341) в пределах условного номера N на срок 25 лет, начиная с 8 января 2013 г.
При предоставлении в аренду ООО "НИКОС" указанного земельного участка его границы на местности также не согласовывались.
По заключению судебной землеустроительной экспертизы, выполненной экспертом Тверского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Молчановой И.П, выявлены противоречивые сведения в части определения вида сельскохозяйственных угодий на месте образованных участков с кадастровыми номерами N
Согласно материалам землеустройства (проект землеустройства (перераспределения) земель колхоза "Память Ильича" Фировского района Тверской области 1992г.), земельные участки образованы путем выдела земельных долей из участка коллективно-долевой собственности колхоза "Память Ильича", вид сельскохозяйственных угодий - пастбище, оценочная стоимость - 15 б/га.
Согласно материалам лесоустройства (план лесонасаждений колхоза "Память Ильича" Фировского района Калининской области 1988 г.; материалы лесоустройства колхоза "Память Ильича" Фировского района Калининской области, планшет N2 устройство 1988 г.), участки сформированы на лесоустроенных землях в границах колхоза "Память Ильича" квартал N, выдела 5, 6, части выделов 2, 3, 4.
Согласно Распоряжения Администрации Тверской области "О переводе земель из одной категории в другую" от 27.11.2006г. N567-р, земли коллективно-долевой собственности в земли лесного фонда не переводились. Согласно ответа Администрации Фировского района Тверской области перевод земель коллективно-долевой собственности колхоза "Память Ильича" из одной категории в другую не проводился. Сведения о землях перераспределенных и предоставленных колхозу "Память Ильича" в постоянное бессрочное пользование (по состоянию угодий - леса) в 1994 г. не обнаружены.
Согласно сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости границы земель лесного фонда Фировское лесничество, Шлинское участковое лесничество, (колхоз "Память Ильича") и границы земельных участков с кадастровыми номерами N установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения о местоположении границ земель лесного фонда и участков сельскохозяйственного назначения имеются в ЕГРН.
Наложение (пересечение) границ земельных участков с кадастровыми номерами N и землями лесного фонда не обнаружено.
Наложение (пересечение) границ земельных участков с кадастровыми номерами N с границами земель лесного фонда Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничество (колхоз "Память Ильича"), установленными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N556 от 11 июля 2018г. в системе координат МСК-69 при проведении исследований для производства землеустроительной судебной экспертизы не выявлено.
Выводы эксперта подтверждаются схемами, - приложениями N 7 и N 8 к заключению.
В судебном заседании судебной коллегии эксперт Молчанова И.П. подтвердила данные ею выводы и пояснила, что границы земель лесного фонда Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничество установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N556 от 11 июля 2018г. в системе координат МСК-69. Границы земель коллективно-долевой собственности определены графически в проекте землеустройства. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N, согласно проекта землеустройства, образованы путем выделения из участка земель коллективно-долевой собственности в границах колхоза Память Ильича" (по виду угодий сенокос и пастбища). Наложение (пересечение) границ этих земельных участков с границами земель лесного фонда Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничество (колхоз "Память Ильича"), установленными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N556 от 11 июля 2018г. в системе координат МСК-69 при проведении исследований для производства землеустроительной судебной экспертизы не выявлено.
Указанный специалист является кадастровым инженером, обладает специальными знаниями и опытом работы. Оснований не доверять представленному заключению не имеется.
Судебная коллегия отклоняет доводы стороны истца о том, что спорные земельные участки полностью накладываются на земли лесного фонда. В рассматриваемом случае установленное экспертом ФГБУ "Рослесинфорг" Тверской филиал наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N на границы лесного участка, нельзя считать доказанным.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3).
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N образованы путем выделения из участка коллективно-долевой собственности с кадастровым номером N, поставлены на кадастровый учет 14.06.2018 г. как земельные участки с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, и не имеют наложений и пересечений с границами земель лесного фонда Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничество (колхоз "Память Ильича"), установленными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N556 от 11 июля 2018г, сведения о которых также имеются в ЕГРН, поэтому в соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ категории спорных земельных участков должны определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Выводы судебной лесоустроительной экспертизы от 18.03.2020 г, выполненной экспертом Тверского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Бутенко А.Ю. о том, что на данный момент на земельных участках с кадастровыми номерами N сохранена естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства имеется древесно-кустарниковая растительность, преимущественно хвойных насаждений, возраст которых для ели и березы варьирует от 70 до 95 лет, ольхи серой и осины, в пределах 40-60 лет достаточным основанием для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда не является, поскольку законодательством допускается произрастание растительности на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Указанные положения гражданского процессуального законодательства непосредственно взаимосвязаны с принципом диспозитивности гражданского процесса, который предполагает, что лица, участвующие в деле, самостоятельно определяют пределы и способы защиты своих прав и законных интересов, самостоятельно определяют свое процессуальное поведение, пределы использования предоставленных им правовых возможностей.
В рассматриваемом случае установленное истцом по результатам проведенной проверки путем обработки материалов лесоустройства и сведений Единого государственного кадастра недвижимости наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N на границы лесного участка с номерами кадастровым кварталов N нельзя считать доказанным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором Фировского района Тверской области исковых требований и об отсутствии оснований для их удовлетворения.
В этой связи принятое судом первой инстанции решение в части удовлетворения требований прокурора Фировского района Тверской области, поданного в интересах Российской Федерации (материальные истцы: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства) и неопределённого круга лиц, к ООО "Респект", ИП Лобановскому С.В, Егорову С.И, Леонову В.А, Еременковой Т.Ф, Кудряшову Ю.В. о признании незаконными результатов межевания земельных участков, признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельный участков и применении последствий недействительности сделок, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе прокурору в удовлетворении указанных исковых требований.
Кроме того, судебная коллегия, исходя из результатов рассмотрения дела, при котором прокурору Фировского района Тверской области в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с ООО "Респект", Еременковой Т.Ф, Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, ИП Лобановского С.В. судебных расходов, принять новое решение.
Гражданским процессуальным законодательством прокурор, обращающийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, наделен особым процессуального статусом.
Так, согласно части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу статьи 102 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе полностью или частично в иске лицу, обратившемуся в суд в предусмотренных законом случаях с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов истца, ответчику возмещаются за счет средств соответствующего бюджета понесенные им издержки, связанные с рассмотрением дела, полностью или пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой истцу отказано.
Из системного толкования статьей 96, 97, 102 ГПК Российской Федерации следует, что указанные в статье 102 ГПК Российской Федерации расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в том случае, если дело рассмотрено федеральным судом, если мировым судьей - за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
По настоящему делу иск заявлен прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц на основании статьи 45 ГПК Российской Федерации.
На основании подпункта 20.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ от 8 января 1998 года "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ от 8 января 1998 года предусмотрено, что Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции, в том числе, финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Из приведенных норм процессуального права и специального закона следует, что при отказе в иске прокурору, обратившемуся с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть первая статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), понесенные по делу судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета с Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, расходы на проведение судебной экспертизы по настоящему делу подлежат возмещению ФГУП "Рослеснифорг" с Управления Судебного департамента в Тверской области за счет средств федерального бюджета.
Государственная пошлина по делу не подлежит взысканию, поскольку согласно положений пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 10 августа 2020 года в части удовлетворения требований прокурора Фировского района Тверской области, поданного в интересах Российской Федерации (материальные истцы: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства) и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Респект", индивидуальному предпринимателю Лобановскому С.В, Егорову С.В, Леонову В.А, Еременковой Т.В, Кудряшову Ю.В. о признании незаконными результатов межевания земельных участков, признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельный участков и применении последствий недействительности сделок, а также в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Респект", Еременковой Т.В, Егорова С.И, Леонова В.А, Кудряшова Ю.В, индивидуального предпринимателя Лобановского С.В. судебных расходов отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований прокурору Фировского района Тверской области отказать.
Взыскать с Управления Судебного департамента в Тверской области за счет средств федерального бюджета в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (Тверской филиал ФГБУ "Рослесинфорг") 71 670 (семьдесят одна тысяча шестьсот семьдесят) рублей 88 копеек в счет оплаты судебной землеустроительной экспертизы и 54 592 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто два) рублей 15 копеек в счет оплаты судебной лесоустроительной экспертизы.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи Т.Е. Долгинцева
Е.В. Коровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.