Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В., при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Куликова Д.М. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Куликова Д.М. к Главному Управлению МВД России по г.Москве об оспаривании решения принятого при оказании государственной услуги, отказать", УСТАНОВИЛА:
Куликов Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению МВД России по г.Москве об оспаривании решения принятого при оказании государственной услуги, мотивируя свои требования тем, что 15 октября 2019 г. во время сдачи второй части практического экзамена в условиях реального дорожного движения получил от инспектора экзаменационный лист с отметкой "не сдал". Не согласившись с данным решением, обжаловал его в УГИБДД ГУ МВД России по Москве, которое оставило жалобу без удовлетворения, нарушив его права, гарантированные действующим законодательством.
Административный истец и его представитель в суд первой инстанции явились, заявленные требования поддержали. Представитель административного ответчика явился, возражал против удовлетворения административного иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Куликов Д.М.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - "***" Т.В, представителя административного ответчика - "***" О.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Куликов Д.М, "***", 10 октября 2018 года обратился в * отделение (по экзаменационной работе) МО ГИБДД ТНРЭР N * ГУ МВД России по г. Москве по вопросу получения водительского удостоверения категории "*" после прохождения профессионального обучения.
Теоретический экзамен сдан административным истцом 20 августа 2019 года с 5 попытки, экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством сдан 27 августа 2019.
Также Куликовым Д.М. предпринято три неудачных попытки по сдаче экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Согласно экзаменационному листу проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения от 15.10.2019 в г.Москве при управлении транспортным средством категории * по маршруту N3 с механическим типом трансмиссии допущены ошибки, предусмотренные пунктами 1.10, 2.2. контрольной таблицы (приложение N 8 к Административному регламенту), за что им получено 8 штрафных балла и в результате выставлена оценка "не сдал". С результатами данного экзамена Куликов Д.М. ознакомлен под роспись.
Отказывая в удовлетворении заявленных Куликовым Д.М. требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком правильно оценены практические навыки административного истца по управлению транспортным средством, выставленная оценка соответствует Административному регламенту, факт допущенных нарушений Правил дорожного движения, подтвержден.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (часть 1 статьи 1).
По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг установлен Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, в соответствии с пунктом 1 которых регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25).
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 октября 2014 г. N 1097 утвердило Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, в пункте 5 которых закрепило, что сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
МВД России, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Административный регламент, который определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения подразделениями Госавтоинспекции, а также связанных с выдачей российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдачей международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Административный регламент, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Согласно п. 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (далее - Правила), проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Из пп. а п. 9 Правил следует, что для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся теоретический экзамен и практические экзамены - экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - на категории "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегории "C1", "D1", "C1E" и "D1E".
В соответствии с п. п. 120 - 122 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее Административный регламент), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.10.2015 N 995 при проведении экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения экзаменатором устанавливается личность кандидата в водители на основании предъявленного им документа, удостоверяющего личность, производится ознакомление кандидата в водители с порядком проведения и системой оценки результатов экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Согласно п. п. 128 - 133 Административного регламента экзаменатор контролирует ход выполнения маневров и действий, предусмотренных маршрутом, соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации, подает команды кандидату в водители, оценивает его навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей (приложение N 8 к Административному регламенту).
Ошибки классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.
Результат проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения считается положительным и кандидату в водители выставляется оценка "СДАЛ", если кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5 баллов.
В случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется оценка "НЕ СДАЛ", проведение экзамена прекращается.
Оценки, полученные кандидатом в водители на экзамене, заносятся в экзаменационный лист, который подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.
Из пунктов 1.10. контрольной таблицы (приложение N 8 к Административному регламенту) следует, что к грубым ошибкам относятся нарушение правил движения задним ходом, за которое начисляется 5 штрафных баллов. Пунктом 2.2. контрольной таблицы предусмотрено, что к средним ошибкам относится в том числе не подача сигнала световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой за которое начисляется 3 бала. Данные ошибки образуют несоблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Из представленных доказательств следует, что при проведении экзамена при движении по улице "***" от "***" проезда в направлении "***" переулка, экзаменатором дана была команда "На данной прямой найти место для разворота, произвести разворот, и продолжить движение в обратном направлении". Кандидатом в водители на перекрестке улицы "***" и "***" переулка совершается поворот налево на прилегающую территорию, далее происходит движение задним ходом с выездом на перекресток. После совершения данного маневра экзаменатором разъясняются допущенные ошибки, и озвучивается результат экзамена "не сдал".
Согласно пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
На вышеуказанном нерегулируемом перекрестке имеется горизонтальная линия разметки 1.7 "прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками" которая обозначает полосы движения на перекрестке. Также вне перекрестка установлены знаки приоритета. По улице "***" организовано двухстороннее движение по две полосы в обе стороны, которые разделяются горизонтальной линией разметки 1.3 "двойная сплошная", разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами - при ширине полос более 3.75 метра. После того как заканчивается горизонтальная линия разметки 1.3 сразу начинается горизонтальная линия разметки 1.7 которая и обозначает начало перекрестка. Въезд на прилегающую территорию расположен в зоне действия горизонтальной линии разметки 1.7 и находится в пределах перекрестка. В соответствии с пунктом 8.12 Правил дорожного движения, движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил дорожного движения.
Допущенные Куликовым Д.М. ошибки при проведении экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, предусмотренные пунктами 1.10, 2.2 контрольной таблицы (приложение N 8 к Административному регламенту), подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, решение государственного инспектора МО ГИБДД ТНРЭР N* ГИБДД ГУМВД России по Москве от 15.10.2019 в части выставления оценки "не сдал" является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что экзаменатором неверно определены границы перекрестка и движение задним ходом в районе указанного пересечения улиц не противоречило ПДД, являются надуманными, поскольку основаны на выборочном, избирательном толковании п.1.2 ПДД РФ.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова Д.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.