Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-288/2021 по административному исковому заявлению Рыбина Алексея Владимировича о признании недействующими в части: указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указа Мэра Москвы от 4 апреля 2020 года N 39-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ"; указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ"; указа Мэра Москвы от 7 мая 2020 года N 55-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ"; указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года N 45-УМ "О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ", У С Т А Н О В И Л:
5 марта 2020 года Мэром Москвы издан указ N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы N 12-УМ), который опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 5 марта 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 14, 10 марта 2020 года.
Указом Мэра Москвы от 4 апреля 2020 года N 39-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" (далее - указ Мэра Москвы N 39-УМ), в названный указ внесены изменения. Указ Мэра Москвы N 39-УМ опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 4 апреля 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 20, 14 апреля 2020 года.
Пунктом 2 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 39-УМ, установлен запрет до 1 мая 2020 года проведения на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Подпунктами 3.2.1-3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 39-УМ, предписано временно приостановить с 28 марта 2020 года по 1 мая 2020 года:
- работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций (пп. 3.2.1);
- работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки (пп.3.2.2);
- работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки, а также услуг, оказываемых на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности (пп. 3.2.3);
- посещение гражданами территорий общегородского значения, указанных в приложении 2 к настоящему указу (пп. 3.2.4).
Подпунктом 10.3 пункта 10 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 39-УМ, на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Приложением 1 к названному указу утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, Приложением 2 - Перечень парков культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб, иных территорий общего пользования.
10 апреля 2020 года в указ Мэра Москвы N 12-УМ внесены изменения указом Мэра N 42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" (далее указ Мэра Москвы 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ).
Указ Мэра Москвы N 42-УМ опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10 апреля 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 21, 16 апреля 2020 года.
Пунктом 2 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ, введен запрет до 1 мая 2020 года проведения на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Подпунктами 3.2.1-3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3 и подпунктом 3.6 пункта 3 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ, предписано временно приостановить с 28 марта 2020 года по 1 мая 2020 года:
- работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций (пп. 3.2.1);
- работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки (пп. 3.2.2);
- работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки (пп. 3.2.3);
- посещение гражданами территорий общегородского значения, указанных в приложении 2 к настоящему указу (пп. 3.2.4).
- посещение гражданами городских кладбищ, указанных в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 260-ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве", за исключением случаев обращения за оформлением услуг по погребению (захоронению) и участия в погребении (захоронении) (пп. 3.6).
Подпунктами 12.1 и 12.3 пункта 12 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ, на граждан возложена обязанность:
- соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (пп. 12.1);
- не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (пп. 12.3).
Приложением 1 к названному указу утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, Приложением 2 - Перечень парков культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб, иных территорий общего пользования, Приложением 3 - Перечень видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
7 мая 2020 года Мэром Москвы издан указ N 55-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ" (далее - указ Мэра Москвы 55-УМ), пунктом 1.1 которого указ Мэра Москвы N 12-УМ изложен в новой редакции.
Указ Мэра Москвы N 55-УМ опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 7 мая 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 26, том 1, 12 мая 2020 года.
Пунктом 2 указа Мэра Москвы N 55-УМ, введен запрет до 31 мая 2020 года (включительно) проведения на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Подпунктами 3.2.1-3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3 и подпунктом 3.6 пункта 3 указа Мэра Москвы N 55-УМ предписано временно приостановить, с 28 марта 2020 года по 31 мая 2020 года (включительно):
- работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций (пп. 3.2.1);
- работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, и нестационарных торговых объектов, расположенных на территории наименование организации (далее - наименование организации), осуществляющих продажу средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в соответствии с договорами, заключенными с наименование организации (пп. 3.2.2);
- работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки (пп. 3.2.3);
- посещение гражданами территорий общегородского значения, указанных в приложении 2 к настоящему указу (пп. 3.2.4);
- посещение гражданами городских кладбищ, указанных в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 260-ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве", за исключением случаев обращения за оформлением услуг по погребению (захоронению) и участия в погребении (захоронении) (пп. 3.6).
Подпунктами 4.1, 4.2 пункта 4 указа Мэра Москвы N 55-УМ предписано временно приостановить с 13 апреля 2020 года по 31 мая 2020 года (включительно) посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, указанная в приложении 3 к настоящему указу, с учетом особенностей, установленных в нем. При этом сохраняется режим посещения, предусмотренный пунктами 3.2.1, 3.2.2, 3.4, 3.5, 3.6, 7, 12.3 настоящего указа. Организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых приняты решения о приостановлении посещения, вправе сохранить присутствие на соответствующих территориях, зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) лиц, обеспечивающих охрану и содержание указанных объектов, а также поддержание процессов, которые не могут быть приостановлены с учетом их технологических особенностей, лиц, обеспечивающих начисление и выплату заработной платы.
Организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых не приняты решения о приостановлении посещения, обязаны предпринять меры, направленные на минимизацию очного присутствия лиц, обеспечивающих осуществление соответствующих видов деятельности (с учетом особенностей технологического процесса) (пп. 4.1).
Оказание услуг по краткосрочной аренде автомобилей (услуг каршеринга), услуг по перевозке пассажиров по заказу, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом, а также услуг такси, за исключением услуг такси, оказываемых перевозчиками, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы и (или) Московской области.
Не подлежит приостановлению оказание услуг по перевозке пассажиров по заказу при условии предоставления в государственную информационную систему "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы" сведений в порядке и сроки, установленные Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (пп. 4.2).
Подпунктом 9.4 пункта 9 указа Мэра Москвы N 55-УМ на граждан возложена обязанность с 12 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
Контроль за соблюдением требований настоящего пункта при использовании транспорта общего пользования осуществляется наименование организации, при использовании легкового такси, транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа по заказу, - Московской административной дорожной инспекцией, при посещении объектов торговли - должностными лицами органов внутренних дел совместно с Департаментом торговли и услуг города Москвы.
Подпунктами 12.1, 12.3 (абз. 1) пункта 12 указа Мэра Москвы N 55-УМ на граждан возложена обязанность:
- соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси (пп. 12.1);
- не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (абз. 1 пп. 12.3).
Приложением 1 к названному указу утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, Приложением 2 - Перечень парков культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб, иных территорий общего пользования, Приложением 4 (приложение 3 к указу Мэра Москвы N 12-УМ) - Перечень видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (применяется с 12 мая 2020 года).
Указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве (далее - Указ Мэра N 43-УМ).
Указ Мэра Москвы N 43-УМ опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11 апреля 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 21, 16 апреля 2020 года.
Указом Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года N 45-УМ "О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ", в указ Мэра Москвы N 43-УМ внесены изменения.
Данный указ Мэра Москвы опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 18 апреля 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 23, 23 апреля 2020 года.
Согласно пункту 2 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, с 15 апреля 2020 года граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком.
Подпунктами 3.1, 3.3 и 3.5 пункта 3 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, предусмотрено, что возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается:
- цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы (далее - цифровой пропуск), оформляемым в соответствии с настоящим Порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Цифровой пропуск может быть предъявлен как в бумажном виде, так и в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное носимое устройство) (пп. 3.1);
- цифровым пропуском, предусмотренным в качестве подтверждения нахождения граждан вне места проживания (пребывания), оформленным в порядке, установленном уполномоченными органами власти Московской области (пп. 3.3);
- цифровым пропуском для осуществления волонтерской деятельности (пп. 3.5).
Пунктом 4 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, предусмотрено, что для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка:
4.1. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта в целях осуществления трудовой деятельности или оказания услуг (выполнения работ) по гражданско-правовым договорам оформляется цифровой пропуск со сроком действия до 30 апреля 2020 г. без ограничений по количеству поездок и маршруту передвижения. Для оформления цифрового пропуска гражданин обязан сообщить следующие сведения:
4.1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
4.1.2. Серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.1.3. Контактный номер телефона.
4.1.4. Адрес электронной почты (по желанию).
4.1.5. Для передвижения с использованием транспортных средств, за исключением транспорта общего пользования и легкового такси, - государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение.
4.1.6. Для передвижения с использованием любых видов транспорта общего пользования - номер электронной карты ("Тройка", "Стрелка") для оплаты проезда на транспорте общего пользования и услуг городских сервисов или социальной карты, выпущенной на основании решений органов исполнительной власти города Москвы и Московской области (уполномоченных ими организаций), месячного проездного билета без лимита поездок на трамвае, автобусе, троллейбусе и с лимитом 70 поездок на Московском метрополитене, Московской монорельсовой транспортной системе и (или) на адрес адрес, временного единого социального билета, временного льготного билета (далее - электронная карта).
4.1.7. Наименование организации независимо от формы собственности и индивидуального предпринимателя, для участия в деятельности которого оформляется цифровой пропуск (далее также - работодатель).
4.1.8. Идентификационный номер налогоплательщика работодателя (не является обязательным для медицинских организаций).
4.2. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта в целях получения медицинской помощи в медицинских организациях оформляется цифровой пропуск сроком на один календарный день без ограничения количества пропусков в течение календарной недели. Для оформления цифрового пропуска гражданин обязан сообщить следующие сведения:
4.2.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
4.2.2. Серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2.3. Дата рождения.
4.2.4. Контактный номер телефона.
4.2.5. Адрес электронной почты (по желанию).
4.2.6. Для передвижения с использованием транспортных средств, за исключением транспорта общего пользования и легкового такси, - государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение.
4.2.7. Для передвижения с использованием любых видов транспорта общего пользования - номер электронной карты.
4.2.8. Наименование медицинской организации.
4.2.9. Маршрут передвижения (адрес места проживания (пребывания) гражданина и фактический адрес медицинской организации).
4.3. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта в целях, не указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Порядка, оформляется цифровой пропуск сроком на один календарный день. Оформление цифрового пропуска для указанных целей допускается не более двух раз в календарную неделю. Для оформления цифрового пропуска гражданин обязан сообщить следующие сведения:
4.3.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
4.3.2. Серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3.3. Контактный номер телефона.
4.3.4. Адрес электронной почты (по желанию).
4.3.5. Для передвижения с использованием транспортных средств, за исключением транспорта общего пользования и легкового такси, - государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение.
4.3.6. Для передвижения с использованием любых видов транспорта общего пользования - номер электронной карты.
4.3.7. Цель передвижения с учетом ограничений, установленных указом Мэра Москвы.
4.3.8. Маршрут передвижения (адрес места проживания (пребывания) гражданина и фактический адрес места назначения).
4.4. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта в целях осуществления волонтерской деятельности оформляется цифровой пропуск со сроком действия на один календарный день без ограничения количества пропусков в течение календарной недели. Для оформления цифрового пропуска гражданин обязан сообщить следующие сведения:
4.4.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
4.4.2. Серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4.3. Контактный номер телефона.
4.4.4. Адрес электронной почты (по желанию).
4.4.5. Для передвижения с использованием транспортных средств, за исключением транспорта общего пользования и легкового такси, - государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение.
4.4.6. Для передвижения с использованием любых видов транспорта общего пользования - номер электронной карты (в случае ее использования).
4.4.7. Личный номер волонтера, оформленный наименование организации (далее - наименование организации).
В случае несоблюдения волонтером условий осуществления волонтерской деятельности возможность получения цифрового пропуска в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка прекращается.
Пунктом 6 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, установлено, что:
6.1. Граждане, оформившие цифровой пропуск до 21 апреля 2020 г. (включительно) в целях передвижения с использованием транспортных средств, за исключением легкового такси, и не указавшие при его оформлении сведения о государственном регистрационном номере транспортного средства и (или) номере электронной карты или указавшие некорректные сведения, в том числе сведения о государственном регистрационном номере транспортного средства, не соответствующие данным, указанным в регистрационном документе, для продолжения использования соответствующего цифрового пропуска обязаны в срок не позднее 22 апреля 2020 года сообщить указанные сведения в порядке, установленном пунктом 6.2 настоящего Порядка.
6.2. Граждане вправе внести изменения в сведения, которые они сообщили при оформлении цифрового пропуска в соответствии с настоящим Порядком, в том числе государственный регистрационный номер транспортного средства, номер электронной карты, в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы. Для внесения изменений необходимо сообщить буквенно-числовой код цифрового пропуска.
Для подтверждения внесения сведений требуется ввести код подтверждения действия, отправленный на контактный номер телефона, который сообщался в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
6.3. Граждане, указанные в пункте 3.2 настоящего Порядка, вправе внести в порядке, установленном пунктом 5 настоящего Порядка, изменения в представленные сведения о номере электронной карты и (или) государственном регистрационном номере транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение.
6.4. При сообщении сведений в соответствии с настоящим Порядком граждане вправе указать одновременно государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение, и номер электронной карты.
Пунктом 7 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, предусмотрено, что получение цифрового пропуска осуществляется с 13 апреля 2020 года на основании электронной заявки гражданина на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, по телефону Единой справочной службы Правительства Москвы +7 (495) 777-77-77 или путем отправки сообщения на специальный короткий номер 7377.
Подтверждение права на получение цифрового пропуска для осуществления волонтерской деятельности осуществляется посредством информационного взаимодействия между Департаментом информационных технологий города Москвы и наименование организации.
Гражданин должен получить цифровой пропуск, буквенно-числовой код, сообщить сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, изменить сведения в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка в срок не позднее чем за 5 часов до начала первого передвижения с использованием транспортного средства.
Подпунктом 13.4 пункта 13 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, установлено, что передвижение по территории города Москвы на транспорте общего пользования может осуществляться исключительно с использованием электронных карт. При непредставлении сведений о номере электронной карты в соответствии с настоящим Порядком граждане не допускаются к использованию транспорта общего пользования.
При этом граждане, осуществляющие трудовую деятельность на объектах транспорта общего пользования, допускаются на территорию объекта транспорта общего пользования (к использованию транспорта общего пользования) в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Порядка.
Пунктом 16 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, предусмотрено, что основаниями для прекращения (аннулирования) цифрового пропуска, буквенно-числового кода являются:
16.1. Выявление факта представления при оформлении цифрового пропуска, буквенно-числового кода недостоверных сведений.
16.2. Использование цифрового пропуска, буквенно-числового кода с нарушением требований, установленных настоящим Порядком.
16.3. Нарушение требований режима повышенной готовности.
Пунктом 19 приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ, предусмотрено, что требования о представлении в обязательном порядке сведений о номере электронной карты (пункты 4.1.6, 4.2.7, 4.3.6 настоящего Порядка), о сообщении гражданами, имеющими служебные удостоверения, сведений для передвижения на любых видах транспорта (пункт 5 настоящего Порядка) применяются с 22 апреля 2020 года.
Рыбин А.В. обратился в Московский городской суд с административными исковыми заявлениями, в которых просил признать недействующими названные выше положения, полагая, что они приняты Мэром Москвы с превышением полномочий и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением Московского городского суда от 25 февраля 2021 года прекращено производство по настоящему делу в части требований Рыбина А.В. о признании недействующими:
- пункта 2, подпунктов 3.2.1, 3.2.3 подпункта 3.2 пункта 3, подпункта 10.3 пункта 10 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 39-УМ;
- пункта 2, подпунктов 3.2.1, 3.2.3 подпункта 3.2 пункта 3, подпункта 3.6 пункта 3, подпункт 12.3 пункта 12, приложения 3 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ;
- пункта 2, подпунктов 3.2.1, 3.2.3 подпункта 3.2 пункта 3, подпункта 3.6 пункта 3, пункта 4, за исключением подпункта 4.1 пункта 4, в части сохранения режима посещения, предусмотренного пунктами 3.2.2, 3.5 настоящего указа, подпункта 9.4 пункта 9, абзаца 1 подпункта 12.3 пункта 12 указа Мэра Москвы N 55-УМ;
- пункта 2, подпунктов 3.1, 3.3 пункта 3, подпунктов 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8 подпункта 4.1 пункта 4, подпунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.8, 4.2.9 подпункта 4.2 пункта 4, подпунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.7, 4.3.8 подпункта 4.3 пункта 4, абзаца 1 пункта 7, пункта 16 Приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ.
С учетом названного определения суда о прекращении производства по делу в части требований, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования административного истца о признании недействующими:
- подпунктов 3.2.2, 3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3; приложений 1 и 2 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 39-УМ;
- подпунктов 3.2.2, 3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3; подпункта 12.1 пункта 12, приложений 1 и 2 указа Мэра Москвы N 12-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 42-УМ;
- указа Мэра Москвы N 55-УМ в части подпунктов 3.2.2, 3.2.4 подпункта 3.2 пункта 3; подпункта 4.1 пункта 4, в части сохранения режима посещения, предусмотренного пунктами 3.2.2, 3.5 указа Мэра Москвы N 55-УМ; подпункта 12.1 пункта 12; приложений 1, 2 и 4;
- подпункта 3.5 пункта 3; подпунктов 4.1.5, 4.1.6 подпункта 4.1 пункта 4; подпунктов 4.2.6, 4.2.7 подпункта 4.2 пункта 4; подпунктов 4.3.5, 4.3.6 подпункта 4.3 пункта 4; подпункта 4.4 пункта 4; пункта 6; абзацев 2 и 3 пункта 7; подпункта 13.4 пункта 13; пункта 19 Приложения к указу Мэра Москвы N 43-УМ, в редакции указа Мэра Москвы N 45-УМ.
В настоящем судебном заседании административный истец Рыбин А.В. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Мэра Москвы, действующие на основании доверенностей, Гоголь С.А, возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемые Рыбиным А.В. в части нормативные правовые акты приняты в рамках предоставленных Мэру Москвы полномочий и не ущемляют права и свободы истца, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Клевцовой Е.А, которая полагала, что административные исковые требования Рыбина А.В. не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предусмотрено введение режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в частности, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1, подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона N 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, указанные органы:
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) впоследствии было продлено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294, а также Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316.
Как следует из преамбулы оспариваемых в части указов Мэра Москвы они приняты в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ.
Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 предусмотрено, что координационными органами единой системы являются на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения).
Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образована постановлением Правительства Москвы от 30 марта 2004 года N 180-ПП "О Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности". Председателем Комиссии является Мэр Москвы, который руководит деятельностью Комиссии.
В силу пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, суд находит, что оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы Мэром Москвы в пределах предоставленной компетенции, доводы административного истца об обратном суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с требованиями законодательства, оспариваемые в части указы, подписаны Мэром Москвы и опубликованы в установленном порядке.
Суд также отмечает, что полномочия и компетенция Мэра Москвы на издание оспариваемых нормативных правовых актов, порядок их принятия и введения в действие являлись предметом судебной проверки в ходе рассмотрения административных дел N 3а-3877/2020, N 3а-3980/2020, 3а-4457/2020 решения по которым вступили в силу, и признаны соответствующими нормам действующего законодательства.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что оспариваемые им в части нормативные правовые акты не внесены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Данные доводы административного истца суд отклоняет, поскольку включение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр (с присвоением им соответствующих номеров), в соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года N 904, носит учетный характер, не является функцией осуществления государственной регистрации и не влияет на вступление этих актов в силу. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию только нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Оспариваемыми в части указами Мэра Москвы вводится режим повышенной готовности, а также устанавливаются ограничения, определяется порядок снятия ограничений на территории города Москвы, порядок оформления на данный период пропусков для передвижения по территории города Москвы. Поскольку административный истец имеет постоянное место жительства в городе Москве, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и имеет право на обращение в суд с настоящими административными исковыми заявлениями.
Проанализировав оспариваемые административным истцом положения, суд приходит к выводу об их соответствии требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, исходя из следующего.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 27) и международными актами о правах человека каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В то же время Конституция Российской Федерации и Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года предполагают, что на органы государственной власти возложена обязанность действовать наиболее эффективным образом для сохранения жизни и защиты здоровья людей.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в адрес 16 сентября 1963 года) право на свободное передвижение может быть ограничено в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Как было указано выше, общие конституционные и международно-правовые нормы нашли свое развитие в положениях законодательства Российской Федерации, позволяющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении данного режима для защиты жизни и здоровья (подпункты "м", "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Установленные оспариваемыми в части указами Мэра Москвы правила предопределяются объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории города Москвы.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Также данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.
Согласно подпункту "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правилами поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3).
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, по введению (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции, а на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства - соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Также Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 года утверждены адрес 3.1.0178-20. "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19". Согласно Методическим рекомендациям предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями, в Российской Федерации. Решение о поэтапном снятии ограничений принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. Ограничительные мероприятия могут возобновляться на любом из этапов в случае осложнения эпидемической ситуации (пункты 3, 5 Методических рекомендаций).
Методическими рекомендациями для каждого этапа определены ограничения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в объектах торговли, возможность возобновления работы предприятий торговли и сферы услуг без ограничения числа одновременно обслуживаемых посетителей и площади открываемого объекта; предприятий общественного питания (при условии расстановки перегородок или расстановки столов на расстоянии 1, 5 - 2 метров); всех образовательных учреждений; мест отдыха населения (парков, скверов и других) при соблюдении условий социального дистанцирования предусмотрена лишь на третьем этапе снятия ограничений, что предполагает возможность их ограничения на иных этапах.
При этом пунктом 7 Методических рекомендаций предусмотрено, что на всех этапах соблюдаются следующие условия: режим самоизоляции для людей с высоким риском тяжелого заболевания (лиц старше 65, лиц с хроническими заболеваниями, в первую очередь - лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, диабетом) и принятие дополнительных мер при вынужденном выходе из дома; сохранение работы в удаленном доступе, если это не нарушает функционирование учреждения/предприятия, или введение, где возможно, посменной работы, с нахождением на дистанционной работе контингентов из групп риска; использование гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу); соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы; соблюдение дезинфекционного режима; соблюдение социального дистанцирования (не менее 1, 5 метров).
Из обжалуемых нормативных положений, усматривается, что установленные ими ограничительные меры в полном соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации рекомендациями и обязательными предписаниями направленны на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), носят исключительно временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия текущей ситуации. Отмена указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ ранее введенных ограничений в связи с улучшением эпидемиологической обстановки подтверждает, что целью введенных мер является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь граждан, а при введении неотложных ограничительных мер соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод.
Доводы административного истца о нецелесообразности введения конкретных ограничительных мер, недоказанности их медицинской эффективности не имеют правового значения в рамках абстрактного нормоконтроля при проверке нормативного правового акта на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, суд отмечает, что оспариваемые административным истцом нормативные положения указов Мэра Москвы необходимо оценивать на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, в системном толковании с положениями указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ, которым в настоящее время, все введенные оспариваемыми нормами ограничения, за исключением необходимости соблюдать социальное дистанцирование, отменены, в связи с чем применению не подлежат и не нарушают права административного истца.
Что касается доводов Рыбина А.В. о противоречии обжалуемых норм положениям Конституции Российской Федерации, то в силу части 5 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
В свою очередь разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" отнесено к исключительным полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о проверке оспариваемых в части указов Мэра Москвы на соответствие Конституции Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения в Московском городском суде при разрешении административного спора по административному иску Рыбина А.В.
При этом суд учитывает, что Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П по делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области", которым на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), пришел к выводу о том, что данная норма не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку установление этого положения по его конституционно значимому предназначению и сути было продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве.
Данный вывод Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету и применительно к аналогичным положениям нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые административным истцом нормативные положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изданы Мэром Москвы в пределах предоставленной компетенции, без нарушения прав и свобод Рыбина А.В, обнародованы и введены в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания их в оспариваемой части недействующими.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Рыбина Алексея Владимировича - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.