Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кубашева Р.К. на решение Никольского районного суда Пензенской области от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кубашева Р.К. к сотруднику отдела безопасности федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю" Скудре С.А, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N N Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Кубашев Р.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) сотрудника отдела безопасности федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю" Скудры С.А, выразившиеся в нарушении условий его содержания в исправительных учреждениях, в связи с чем, взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, находясь в камере исправительного учреждения федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю", в ходе обыска административным ответчиком произвольно была изъята православная книга "Закон Божий", которая принадлежит лично ему, является учебным пособием православной Библии и ему не возвращена. Указывает, что данными действиями административного ответчика он лишается возможности ежедневного чтения, обучения, осуществления православного вероисповедания, затрагиваются его религиозные чувства, что является нарушением условий содержания в исправительном учреждении.
Определением судьи Никольского районного суда Пензенской области в качестве ответчиков к участию в деле привлечены федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в качестве заинтересованного лица: Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением Никольского районного суда Пензенской области от 7 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 декабря 2020 года, в удовлетворении административного иска Кубашева Р.К. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Кубашевым Р.К. 11 января 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 января 2021 года, податель жалобы просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель указал, что изъятию подлежат только запрещенные предметы, книга "Закон Божий", имея сертификат соответствия и сведения об утверждении соответствия издания, к таким предметам не относится. Кроме того, указал, что в соответствии с пунктом 52 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений акт об изъятии книги он не подписывал, а книгу вернули только через 35 дней и не под подпись.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из материалов административного дела Кубашев Р.К. приговором Пензенского областного суда от 1 июня 2009 года осужден к наказанию в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
С 9 февраля 2018 года Кубашев Р.К. отбывает наказание в ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут старшим инспектором отдела безопасности ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю Скудра С.А. в ходе контрольного обыска в камере N 78 у Кубашева Р.К. обнаружена и изъята книга "Закон Божий" (издательство Данилова Мануфактура, М 2014 год) без штампа о проверке (цензуре) для проведения проверки на предмет содержания в ней экстремистских материалов, о чем составлен акт от 13 августа 2020 года N 3323 и рапорт от 17 августа 2020 года на имя начальника исправительного учреждения.
По окончании проверки 26 августа 2020 года соответствующей комиссией ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю принято решение о принятии указанной литературы для личного пользования и ее возвращении осужденному, о чем составлен акт от 26 августа 2020 года, утвержденный начальником исправительного учреждения.
После чего, 1 сентября 2020 года книга "Закон Божий" с пометкой (штампом) о проведенной проверке была возвращена Кубашеву Р.К. старшим специалистом отдела социальной и психологической работы с осужденными ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю Запорожцем А.В.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 227, частей 5, 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения судом указанных требований является установление факта нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации условий содержания лица в исправительном учреждении, признание оспариваемых решений, действий (бездействия) исправительного учреждения незаконными и нарушающими права, свободы административного истца.
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
При рассмотрении данного дела суды не установили вышеприведенных оснований для удовлетворения административного иска и исходил из законности оспариваемых действий (бездействия) инспектора отдела безопасности ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю и отсутствия нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
Данные выводы судов нижестоящих инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным публичным правоотношениям.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Исходя из положений части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Данные положения Конституции Российской Федерации корреспондируют пункту 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (части 2, 3 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений частей 1, 2, 4, 7 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года N 248-О, гарантируемое статьей 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации право на свободу совести и свободу вероисповедания не предполагает произвольного выбора осужденными средств и способов его реализации, оно может осуществляться в специально установленном уголовно-исполнительным законодательством порядке.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В пункте 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), предусмотрено, что в целях реализации права осужденного на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой.
В силу требований частей 5, 7, 8 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру.
Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, к числу которых согласно пункту 20 Приложения N 1 к данных Правилам, отнесены литература, документы либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ) в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.19 Приказа ФСИН России от 24 ноября 2017 года N 1111 "Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" с целью недопущения распространения экстремистской идеологии в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера, преступлений и правонарушений экстремистской направленности, приказано обеспечить выполнение территориальными органами ФСИН России мероприятий по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе, организацию комиссионных проверок книг, находящихся у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в библиотеках, молельных комнатах, а также в общежитиях отрядов исправительных учреждений, с оформлением соответствующих актов.
Указаниями ФСИН России от 6 августа 2018 года N исх-02-55847 в целях повышения ответственности должностных лиц воспитательных и режимных служб учреждений уголовно-исполнительной системы по выявлению экстремистских материалов у осужденных, подозреваемых и обвиняемых, на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы возложена обязанность по обеспечению постоянной работы комиссий по проведению проверок книжного фонда и организации ежеквартальных комиссионных проверок книжного фонда.
Согласно пунктам 2, 4.1 данных Указаний, члены указанной комиссии исправительного учреждения осуществляют проверку литературы (печатных изданий), находящейся в том числе у осужденных в камерах их содержания. При обнаружении в ходе досмотра литературы (печатных изданий) религиозного содержания сотрудник немедленно ее изымает для проверки, о чем составляется соответствующий рапорт на имя начальника учреждения. После рассмотрения рапорта начальником исправительного учреждения изъятая литература (печатные издания) передается в соответствующую комиссию исправительного учреждения для сверки ее с федеральным списком экстремистских материалов, где члены комиссии осуществляют проверку литературы (печатных изданий) в течение 5 рабочих дней. Длительность проверки изданий вне зависимости от их количества не должна превышать 30 суток. По результатам проверки (при отсутствии принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне первой обложки издания ставится соответствующий штамп, подтверждающий такую проверку и содержащий необходимые реквизиты. После постановки штампа, литература (печатные издания), прошедшая проверку, возвращается осужденному под роспись на рапорте об изъятии (принятии) либо в библиотечный фонд исправительного учреждения.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, обнаружение в ходе контрольного обыска у осужденного Кубашева Р.К. религиозной литературы (книги "Закон Божий"), не имеющей соответствующего штампа исправительного учреждения, являлось основанием для ее изъятия и проведения комиссионной проверки на предмет наличия в ее содержании экстремистских материалов, в связи с чем, оспариваемые действия должностного лица ФКУ ИК- N УФСИН России по Хабаровскому краю являлись правомерными.
При этом, вопреки позиции Кубашева Р.К, обнаруженная у него книга "Закон Божий" не отнесена к материалам, которые в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ не могут быть признаны экстремистскими, а наличие у названной книги религиозного содержания наименования и издательских реквизитов само по себе не освобождало администрацию исправительного учреждения от исполнения обязанности по проверке обнаруженного экземпляра на предмет соответствия требованиям законодательства о противодействии экстремистской деятельности.
Как установили суды, книга, изъятая у Кубашева Р.К, после проведения проверки и постановки на ней соответствующего штампа незамедлительно была возвращена ему для личного пользования, в период проведения проверки административный истец имел возможность пользоваться православной духовной литературой, имеющейся в библиотеке исправительного учреждения, предметами культа, совершать религиозные обряды, в связи с чем, его право на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированное статьей 28 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 9 Конвенции о защите основных прав и свобод, не было нарушено.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Никольского районного суда Пензенской области от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кубашева Р.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.