Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кольцюка В. М, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N3а-26/2020 по частной жалобе представителя административного истца Агапиной ФИО1 по доверенности Малаховой ФИО2 на определение Липецкого областного суда от 17 декабря 2020 года о взыскании судебных расходов
установил:
ФИО1 Н. А. обратилась в Липецкий областной суд с административным исковым заявлением, предъявленным к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 октября 2014 года.
Решением Липецкого областного суда от 17 сентября 2020 года установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 2 октября 2014 года, согласно заключениям судебных оценочных экспертиз, проведенных экспертом Липецкого филиала ФБУ "Воронежский региональный центр судебных экспертиз" Минюста России (далее - ФБУ "Воронежский РЦСЭ" Минюста России).
Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
Представителем административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области подано заявление о взыскании с административного истца судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Определением Липецкого областного суда от 17 декабря 2020 года заявление административного ответчика удовлетворено, с административного истца ФИО1 Н. А. в пользу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области взысканы судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 44 545 рублей.
Не согласившись с данным определением суда представителем ФИО1 Н. А. по доверенности ФИО2 Е. С. подана частная жалоба, в которой содержится просьба об отмене определения суда от 17 декабря 2020 года.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что поскольку решение суда принято в пользу административного истца судебные расходы должны быть отнесены на административного ответчика, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости недопустимо.
Как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы и принятый судебный акт, исследовав материалы административного дела N3а-26/2020 суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушения такого характера судом первой инстанции не допущены.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (пункты 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1).
Согласно части 1 статьи 111, части 1 статьи 103, статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым также относятся суммы, подлежащие выплате эксперту.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П, установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки. Как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не являться свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Из материалов дела следует, что административному истцу ФИО1 Н. А. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, местоположение которого установлено "данные изъяты". Почтовый адрес ориентира: "данные изъяты".
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 7 декабря 2015 года N1641-з кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 2 октября 2014 года определена в размере "данные изъяты" рублей.
С целью установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости ФИО1 Н. А. обратилась в суд, представив в обоснование своих требований выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО3 А. Д. отчет об оценки рыночной стоимости N от 13 января 2020 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 2 октября 2014 года определена в размере "данные изъяты" рублей.
Определением суда от 3 июля 2020 года по ходатайству административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено "данные изъяты", по результатам которой суду представлено заключение эксперта N от 10 августа 2020 года. Оплата судебной экспертизы возложена на административного ответчика.
Определением суда от 3 сентября 2020 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, с поручением ее проведения тому же эксперту, по результатам которой суду представлено заключение эксперта N от 14 сентября 2020 года.
Суд принял заключения судебных экспертиз в качестве относимых, допустимых и достоверных доказательств и решением от 17 сентября 2020 года установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 2 октября 2014 года в размере "данные изъяты" рублей, согласно экспертных заключений "данные изъяты". Решение суда вступило в законную силу 27 октября 2020 года.
Расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью составило 1, 12 раза или 10, 93%.
16 ноября 2020 года представителем административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области подано заявление о взыскании с административного истца судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела и проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения судебных расходов по проведению судебной экспертизы в рамках рассмотрения административного дела на административного истца, ввиду того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости несущественно превышает его рыночную стоимость, установленную судом, что не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
В данном случае, обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной стоимостью с учетом его индивидуальных характеристик.
Установленная решением суда экономически обоснованной рыночная стоимость земельного участка ниже утвержденной кадастровой стоимости менее чем в два раза. Подобная разница, в данном случае, обоснованно признана судом первой инстанции приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, связанным с профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, которые не учитывались при проведении массовой государственной кадастровой оценки, что не дает оснований для вывода о явных методологических или иных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости путем массовой оценки и приводящих к нарушению прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку с учетом специфики данной категории дел и приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выявленное расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и определенной судом его рыночной стоимостью не позволяет применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произвести распределение судебных расходов в пользу административного истца.
Изложенные административным истцом в частной жалобе доводы являются ошибочными и субъективными, поскольку противоречат приведенным нормам закона и правовым позициям.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности.
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
С учетом предмета и основания заявленных административным истцом требований к числу юридически значимых обстоятельств по делу относится вопрос о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Разрешение указанных вопросов требует специальных познаний в области оценочной деятельности.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для назначения судебной экспертизы на предмет проверки достоверности определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, поскольку расхождение между кадастровой стоимостью и определенной отчетом об оценке рыночной стоимостью спорного объекта составляло 1, 78 раза.
Факт несения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей подтверждается имеющимся в деле платежным поручением N от 21 сентября 2020 года по перечислению административным ответчиком денежных средств по оплате судебной экспертизы на счет экспертного учреждения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по доводам частной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Липецкого областного суда от 17 декабря 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу N3а-26/2020 оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца Агапиной ФИО1 по доверенности Малаховой ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кольцюк В. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.