Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1941/2020 (УИД 24RS0040-01-2020-001704-91) по иску Белкина Дениса Валерьевича к прокуратуре Красноярского края о взыскании доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, по кассационной жалобе Белкина Дениса Валерьевича на решение Норильского городского суда Красноярского края от 17 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, действующей на основании доверенности, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белкин Денис Валерьевич (далее - Белкин Д.В, истец) обратился в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о взыскании доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
В обоснование своих требований указывал на то, что Белкин Д.В. работал в органах прокуратуры Российской Федерации в должности помощника прокурора г. Норильска с 6 февраля 2008 г. по 18 февраля 2020 г, уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В период работы в должности помощника прокурора г. Норильска истцом дважды в течение 2019 года - в периоды с 18 марта 2019 г. по 14 апреля 2019 г. (28 дней) и с 2 сентября 2019 г. по 15 октября 2019 г. (44 дня) исполнялись обязанности временно отсутствующего работника - старшего помощника прокурора г. Норильска ФИО4 Совмещение должностей осуществлялось на основании действовавшего в указанный период Распоряжения исполняющего обязанности прокурора г. Норильска от 22 ноября 2018 г. N 24р "О распределении должностных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры г. Норильска". Вместе с тем доплата за исполнение обязанностей старшего помощника прокурора г. Норильска Белкину Д.В. выплачена не была.
Белкин Д.В. просил суд взыскать с прокуратуры Красноярского края доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника старшего помощника прокурора г. Норильска ФИО4 в размере 432491, 47 рублей.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 17 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований Белкину Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 сентября 2020 г. решение Норильского городского суда Красноярского края от 17 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Белкин Д.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Красноярского края поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Белкин Д.В. работал в органах прокуратуры Российской Федерации с 6 февраля 2008 г. по 18 февраля 2020 г. в должности помощника прокурора г. Норильска, уволен по собственному желанию в связи о выходом на пенсию за выслугу лет.
На основании распоряжения и.о. прокурора г. Норильска от 22 ноября 2018 г. N 24-р "О распределении должностных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры г. Норильска" установлена взаимозаменяемость между старшим помощником прокурора ФИО4 и помощником прокурора Белкиным Д.В. на период их временного отсутствия на рабочем месте.
Указанным распоряжением служебные обязанности распределены между оперативными работниками прокуратуры г. Норильска следующим образом:
старший помощник прокурора ФИО4: осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании (охране вод, земли, недр, атмосферного воздуха, охране животного мира и водных биоресурсов, об отходах производства и потребления и др.) в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" (осуществляет надзор за органами муниципального контроля в указанной сфере, территориальными органами и инспекторами Управления Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания); о лесопользовании в соответствии с Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 11 мая 2011 г. N 127/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров"; за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. N 30; осуществляет надзор за состоянием гидротехнических сооружений; отвечает за ведение дел и журналов согласно номенклатуре по закрепленным предметам надзора;
помощник прокурора Белкин Д.В.: осуществляет надзор за исполнением законодательства: об исполнительном производстве, судебных приставах в соответствии с Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами", организовывает фактическое исполнение решений судов и контроль за их исполнением МОСП по г. Норильску и ОСП по району Талнах г. Норильск УФССП России по Красноярскому краю; о государственном и мобилизационном резерве, на особо режимных предприятиях, предприятиях и объектах оборонно-промьппленного комплекса в части вопросов, не отнесенных к государственной тайне в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 ноября 2018 г. N 723 "Об организации надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса", о промышленной безопасности; рассматривает материалы и готовит постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; организует надзор за исполнением законодательства в деятельности органов Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы в соответствий с приказом Генерального прокурора российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы".
Согласно приказам прокурора Красноярского края от 27 февраля 2019 г. 226-о и от 7 августа 2019 г. N 1425-0 старшему помощнику прокурора г. Норильска ФИО4 предоставлялся основной ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 18 марта 2019 г. по 14 апреля 2019 г. и основной ежегодный отпуск в количестве 49 календарных дней с 2 сентября 2019 г. по 20 октября 2019 г. соответственно.
Разрешая заявленные Белкиным Д.В. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление работником надзора по иному направлению, но в пределах рабочего времени, в течение которого работник прокуратуры обязан постоянно осуществлять надзорные полномочия, не является основанием для установления работнику прокуратуры дополнительных выплат по смыслу статей 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав также на то, что трудовым договором с Белкиным Д.В. не определена конкретная функция истца, поскольку полномочия регламентируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а перераспределение обязанностей с учетом текущей нагрузки каждого сотрудника не является основанием для взыскания дополнительных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с положениями статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательными условиями трудового договора являются, в том числе, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) и другие.
Статья 60 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на требование от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при совмещении профессий (должностей), равно как и при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания или объема дополнительной работы.
Срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Размер денежного содержания прокурорского работника определяется статьей 44 указанного Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приказа Генеральной прокуроры Российской Федерации от 17 сентября 2009 г..N 307 "О порядке и условиях выплаты работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации" установлен следующий порядок выплаты прокурорским работникам, гражданским служащим и другим работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации доплаты, предусмотренной статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации. 1.1. Доплату производить за увеличение объема работы, то есть выполнение работниками наряду со своей основной работой дополнительной работы по вакантной должности или за временно отсутствующего работника в связи с болезнью, отпуском, длительной командировкой и по другим причинам (за исключением случаев непродолжительного отсутствия работника), и за временное исполнение обязанностей начальников главных управлений, управлений, отделов, их заместителей (далее - руководители подразделений), а также работников, являющихся уполномоченными Первого отдела (режимно-секретного подразделения). 1.2. На выплату доплаты использовать не более 50 процентов должностного оклада (оклада) по вакантной должности либо должности отсутствующего работника, в пределах экономии фонда оплаты труда структурного подразделения, независимо от числа лиц, между которыми распределяется доплата.
При определении конкретного размера доплаты исходить из содержания (специфики, сложности, характера поручаемой работы) и объема дополнительной работы. 1.3 Доплаты работникам, в том числе прокурорским работникам, производить на основании рапортов начальников главных управлений и управлений, письменного согласия работников и оформлять приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, на которого в соответствии с распределением обязанностей возложены вопросы управления кадров, а в отношении работников подразделений в федеральных округах (за исключением работников управления в Центральном федеральном округе) - приказами заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах
27 февраля 2014 г. прокурором Красноярского края издан приказ N 118-к "О порядке и условиях выплаты работникам прокуратуры Красноярского края доплаты, предусмотренной статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым установлен следующий порядок выплаты прокурорским работникам, гражданским служащим и другим работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации доплаты, предусмотренной статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации. 1.1 Доплату производить за увеличение объема работы, то есть выполнение работниками наряду со своей основной работой дополнительной работы по вакантной должности или за временно отсутствующего работника в связи с болезнью, отпуском, длительной командировкой и по другим причинам, за исключением случаев непродолжительного (10 рабочих дней) отсутствия работника); и за временное исполнение обязанностей городских, районных и приравненных к ним прокуроров, старших помощников прокурора края, начальников управлений, отделов(далее - руководителей подразделений). 1.2. На выплату доплаты использовать не более 50 процентов должностного оклада (оклада) по вакантной должности либо должности отсутствующего работника, в пределах экономии фонда оплаты труда структурного подразделения, независимо от числа лиц, между которыми распределяется доплата. При определении конкретного размера доплаты исходить из содержания (специфики, сложности, характера поручаемой работы) и объема дополнительной работы. 1.3 Доплаты работникам, в том числе прокурорским работникам, производить на основании рапортов старших помощников прокурора края, начальников управлений, отделов, городских, районных и приравненных к ним прокуроров и оформляется приказами прокурора Красноярского края. 1.4 Окончательное решение о размере доплаты работнику с учетом содержания и объема дополнительной работы принимается прокурором края.
Из вышеизложенного следует, что взыскание с работодателя заработной платы за совмещение должностей, выполнение дополнительного объема работы, возможно в случае если сам факт выполнения таковой доказан, работа выполнялась по поручению работодателя и с согласия работника, при этом между сторонами имеется соглашение о размере такой доплаты, ее объеме и сроке выполнения.
Разрешая заявленные требования, учитывая положения вышеуказанных актов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что между сторонами в периоды с 18 марта 2019 г. по 14 апреля 2019 г. и с 2 сентября 2019 г. по 20 октября 2019 г. какого-либо соглашения о поручении истцу ответчиком за дополнительную плату выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы, не заключалось; соглашения о размере доплаты достигнуто не было. Сам по себе факт выполнения истцом работы по не закрепленному за ним направлению не свидетельствует об увеличении объема его работы, так как он работает в установленное трудовым договором время и не превышает запланированные нормы, в период находящегося в отпуске сотрудника перераспределялись текущие обязанности с учетом фактической нагрузки.
Доказательств в подтверждение увеличения объема работы истцом не представлено суду первой или апелляционной инстанций.
Приказ об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника не издавался. Соответственно, судами первой и апелляционной инстанций сделан верный вывод о том, что указанное перераспределение дел не повлекло увеличение для истца объема работ или расширение зон обслуживания.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 17 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Белкина Дениса Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Н.В. Богдевич
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.