Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В, судей:
Зинюшина Н.Н. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-390/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. на решение Московского гарнизонного военного суда от 4 августа 2020 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Рябкова ФИО7 об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Рябкову, проходящему с 1 ноября 2005 г. военную службу по контракту, 24 октября 2008 г. присвоено воинское звание "мичман".
В связи с достижением 1 ноября 2008 г. общей продолжительности военной службы по контракту 3 года административный истец подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) в обязательном порядке.
Однако в указанный реестр Рябков включен только в 2019 году, его именной накопительный счет (далее - ИНС) открыт 30 июля 2019 г, на который начислены накопления для жилищного обеспечения с даты возникновения основания для включения в реестр, то есть с 1 ноября 2008 г, а инвестиционный доход от их инвестирования начисляться и учитываться на его ИНС стал только с III квартала 2019 года.
Полагая нарушенным право на начисление на ИНС доходов от инвестирования с 1 ноября 2008 г, Рябков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) рассчитать размер потерянного им инвестиционного дохода на основании имеющихся в НИС данных о среднем размере накоплений, включая инвестиционный доход, учтенный на ИНС военнослужащих с датой возникновения основания для включения в реестр 1 ноября 2008 года;
- обязать Росвоенипотеку учесть на его ИНС потерянный инвестиционный доход, рассчитанный за счет средств инвестиционного дохода, полученного от управляющих компаний в рамках доверительного управления средств НИС;
Рябков также просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 300 руб. и оплатой услуг представителя в размере 50 000 руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Рябкова удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением Рябкова в реестр НИС и обязал Росвоенипотеку учесть на ИНС Рябкова доход от инвестирования накоплений в размере 1 257 487 руб. 97 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Суд также взыскал с Министерства обороны РФ в пользу Рябкова судебные расходы в размере 10 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, приведя п. 6, 11, 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст. 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Правила формирования накоплений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, регулирующие вопросы формирования накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доходов от их инвестирования, указывает, что решение не может быть исполнено, поскольку рассчитать предполагаемый доход от инвестирования за указанный в решении период не представляется возможным, поскольку причитающиеся административному истцу накопления в спорный период в доверительное управление не передавались, а утвержденная Правительством РФ методика такого расчета и предусмотренные законом процедуры отсутствуют, при этом, в отличие от накопительного взноса, доход от инвестирования участнику НИС не гарантирован законом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 этого же закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации статьи 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны РФ от 23 декабря 2010 г. N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который в силу возложенных на него задач является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим, в том числе функции по включению военнослужащих в реестр участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение Росвоенипотека.
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счет включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Изменения в именной накопительный счет вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии см. абз. 3 п. 6 Правил формирования накоплений расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников накопительно-ипотечной системы независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия в отношении его именного накопительного счета до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра.
Согласно абз. 3 п. 7 Правил формирования накоплений расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона.
Из материалов дела видно, что Рябков проходит военную службу по контракту с 1 ноября 2005 г, в том числе с 24 октября 2008 г. в воинском звании "мичман".
Однако, в реестр участников НИС административный истец включен только в 2019 году с открытием ему ИНС 30 июля 2019 г.
При этом накопительные взносы, которые должны были поступить на этот счет из федерального бюджета, в доверительное управление до начала III квартала 2019 года не передавались и поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
Поскольку Рябков включен в реестр участников НИС только через 11 лет со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что накопления на ИНС административного истца за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, то есть с 1 ноября 2008 г, по дату фактического открытия его ИНС, то есть по 30 июля 2019 г, учтены в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вывод суда также согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
В связи с этим судебная коллегия находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 4 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Рябкова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 27 октября 2020 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.