Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г. по делу N 16-849/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ООО "РН-Северная нефть" Тишкина И.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 16.06.2020, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2020, состоявшиеся в отношении ООО "РН-Северная нефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 16.06.2020, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2020, ООО "РН-Северная нефть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "РН-Северная нефть" Тишкин И.В. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Усинске от 16.05.2020 N 2 в период с 16.05.2020 по 20.05.2020 в отношении ООО "PH - Северная нефть", расположенного по адресу: Республика Коми г.Усинск, ул.Приполярная, д1, проведено санитарно-эпидемиологическое расследование по установлению причин возникновения случаев инфекционных заболеваний в связи с регистрацией случаев новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди сотрудников на месторождениях и в обсерваторе ООО "PH -Северная нефть", в ходе которого установлено неисполнение Обществом в установленный срок пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.6, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.16, 3.17, 4.5, 4.8 предписания N 74 от 14.04.2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, выданного ООО "PH - Северная нефть" территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске в целях исполнения требований положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению распространения рисков распространения COVID-19", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19", Санитарных правил СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 22 от 25.05.2020, предписанием территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске N 74 от 14.04.2020, распоряжением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске N 2 от 16.05.2020 о проведении расследования инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, актами по результатам санитарно-эпидемиологического обследования зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества о соответствии требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов N 890-1/2020/207 от 16.05.2020, N 890-2/2020/207 от 17.05.2020, N 891-2/2020/207 от 18.05.2020, N 890-3/2020/207 от 20.05.2020; экспертным заключением ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми N 890-01/2020/207 от 21.05.2020 и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что осмотр территории должностными лицами Роспотребнадзора проведен с нарушением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятелен.
Положениями названной нормы установлен порядок применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В отношении ООО "PH - Северная нефть" такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применялась, допущенные обществом нарушения выявлены в рамках санитарно-эпидемиологического расследования инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, проведенного на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Усинске N2 от 16.05.2020 в соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Акты по результатам санитарно-эпидемиологического обследования зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества о соответствии требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов составлены должностными лицами по результатам данного мероприятия.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Акты отвечают признакам, предъявляемым указанной нормой к доказательствам, и обоснованно признаны нижестоящими судебными инстанциями иными доказательствами.
Данных о том, что при рассмотрении настоящего дела не был соблюден запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.
При назначении ООО "PH - Северная нефть" административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей были соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 указанного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения ООО "PH - Северная нефть" к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 16.06.2020, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2020, состоявшиеся в отношении ООО "РН-Северная нефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "РН-Северная нефть" Тишкина И.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.