Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шакирова Рината Зиятдиновича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 8 декабря 2020 года по административному делу N 2а-1-330/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ульяновской области о взыскании с Шакирова Р.З. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения Шакирова Р.З, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 8 декабря 2020 года, административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ульяновской области (далее - МИФНС N 4 по Ульяновской области, налоговый орган) удовлетворено, с Шакирова Р.З. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере "данные изъяты", пени за 2019, 2020 годы в размере "данные изъяты", а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 "данные изъяты", соответствующие пени за 2019, 2020 годы в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 20 января 2021 года, Шакиров Р.З. ссылается на нарушение норм процессуального и материального права, просит отменить решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 8 декабря 2020 года, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Податель жалобы указывает, что он не отвечал требованиям, предъявляемым законом к арбитражному управляющему, следовательно, не обязан оплачивать взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Также Шакиров Р.З. полагает, что судом необоснованно оставлена без внимания подписанная Президентом Ассоциации "Первая Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих" справка об исключении его из членов данной организации.
В письменных возражениях заместитель начальника МИФНС N 4 по Ульяновской области просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Шакирова Р.З. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не были допущены нарушения такого характера.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода налогоплательщика за расчетный период не превышает "данные изъяты" - в фиксированном размере "данные изъяты" рубля за расчетный период 2019 года;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере "данные изъяты" рублей за расчётный период 2019 года (пункт 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судами установлено, что Шакиров Р.З. в период с 18 апреля 2006 года по 2 ноября 2019 года был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.
Довод Шакирова Р.З. о том, что в 2018 году он не отвечал требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 26 октября 2020 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) к членам саморегулируемой организации, поскольку у него отсутствовало страхование ответственности, им не вносились взносы в компенсационный фонд, отсутствовали публикации о судебных актах, не может быть принят во внимание.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признаётся гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 июля 2010 года N 284 "О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" (вместе с "Порядком размещения сведений, содержащихся в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети "Интернет") Реестр ведётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - орган по контролю (надзору), на бумажном и электронном носителях путем внесения в Реестр реестровых записей, содержащих сведения о некоммерческой организации по Перечню сведений, включаемых в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Федеральная служба государственной регистрации и картографии сообщением от 4 сентября 2020 года N 07-04924/20 представила информацию, что согласно сведениям сводного государственного реестра арбитражных управляющих, Шакиров Р.З. с 15 февраля 2006 года по 2 октября 2019 года являлся членом Ассоциации "Первая Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих", о чём 18 апреля 2006 года и 2 октября 2019 года, соответственно, внесены сведения в Реестр арбитражных управляющих.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2019 года, удовлетворено заявление Федеральной службы государственной регистрации и картографии об исключении сведений о названной Ассоциации из Реестра саморегулируемых организаций и о членах Ассоциации из Реестра арбитражных управляющих.
Отклоняя доводы административного ответчика, суды обоснованно исходили из того, что достоверных данных об исключении Шакирова Р.З. из членов саморегулируемой организации в июне 2018 года не имеется.
Ссылка административного ответчика на справку Президента Ассоциации "Первая Саморегулируемая Организация Арбитражных управляющих" от 30 апреля 2020 года судом обоснованно оставлена без внимания в связи с тем, что организация и, соответственно, её органы не отвечают требованиям действующего законодательства и исключены из соответствующего Реестра.
Довод кассационной жалобы об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений о дате регистрации саморегулируемой организации несостоятелен. Необходимая информация представлена в материалы административного дела.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того, что Шакировым Р.З. в добровольном порядке не исполнена обязанность по оплате страховых взносов за 2019 год, в связи с чем МИФНС N 4 по Ульяновской области через личный кабинет налогоплательщика 6 февраля 2020 года направлено требование N 12662 от 6 февраля 2020 года об уплате задолженности за 2019 год на общую сумму "данные изъяты" со сроком исполнения до 11 марта 2020 года.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела усматривается, что 5 июня 2020 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 1 Карсунского судебного района Ульяновской области вынесен судебный приказ N 2а-531/2020 о взыскании с Шакирова Р.З. задолженности по налогам и пени. Определением от 10 июня 2020 года указанный судебный приказ отменен по заявлению Шакирова Р.З. В суд с настоящим административным исковым заявлением МИФНС N 4 по Ульяновской области обратилась 15 июля 2020 года.
Таким образом, сроки обращения в суд, установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Проверяя основания для взыскания суммы задолженности, наложения санкций, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, судебные инстанции пришли к выводу, что требования закона при предъявлении настоящего административного иска соблюдены, расчёт размера взыскиваемой суммы осуществлён верно.
Оснований усомниться в обоснованности данного вывода не имеется, поскольку он подтверждён материалами административного дела.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального закона. Вопреки доводам кассационной жалобы судебными инстанциями дана правильная оценка представленным доказательствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шакирова Р.З. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.