Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Рыжова В.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1267/2020 по иску Артемова Сергея Анатольевича к администрации Липецкой области, администрации Измалковского муниципального района Липецкой области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании недействительными решения жилищно-бытовой комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года N N, приказа Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N N, возложении обязанности предоставить жилое помещение или выдать государственный жилищный сертификат, по кассационной жалобе Артемова Сергея Анатольевича на решение Советского районного суда г. Липецка от 06 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Артемов С.А. обратился в суд с иском к администрации Измалковского муниципального района Липецкой области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, в котором, с учетом уточнений, просил обязать ответчиков обеспечить его жилой площадью в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, при отказе в этом, обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат; признать недействительными: решение жилищно-бытовой комиссии администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета, как участника основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г..N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; постановление от ДД.ММ.ГГГГ N администрации Измалковского муниципального района Липецкой области "О снятии Артемова С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий" на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; приказ Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" на ДД.ММ.ГГГГ по Липецкой области Артемова С.А. и исключении из сводного списка граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" на ДД.ММ.ГГГГ по Липецкой области.
Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в населенном пункте, подвергнувшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, об этом ему выдано удостоверение и он отселен в Измалковский район Липецкой области. Как лицо, имеющее право на льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с нуждаемостью в жилом помещении он по сообщению администрации Измалковского муниципального района Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г..N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако, в настоящее время ему не предоставлено ни жилое помещение, ни государственный жилищный сертификат, несмотря на то, что он является единственным лицом данной категории по Измалковскому району Липецкой области. Считает, что вышеуказанными актами он снят с соответствующего учета и исключен из списков незаконно, так как является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на обеспечение его соответствующими льготами.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 06 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Артемову С.А. отказано.
В кассационной жалобе Артемов С.А. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение. Считает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 названного Закона граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения.
Одной из таких мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 7 данной статьи им гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 6 Правил N153 получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Пунктом 19 Правил N 153 предусмотрено, что для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, органы местного самоуправления или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных.
Согласно подпункту "г" пункта 19 Правил N 153 к заявлению прилагается, в том числе выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).
Таким образом, граждане, которым согласно ст. 17 Закона Российской Федерации N 1244-1 гарантируется улучшение жилищных условий, подлежат постановке на учет нуждающихся в порядке и по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частей 2 и 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Артемов С.А. проживал в населенном пункте, подвергшемся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС (зоне отселения), на момент аварии и по ДД.ММ.ГГГГ
Артемов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ Артемов С.А. обратился к главе администрации Измалковского муниципального района Липецкой области с заявлением о признании его и его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве такового. Кроме того, Артемовым С.А. было написано заявление о включении его в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
На дату подачи заявления Артемов С.А. совместно с супругой ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в качестве постоянно проживающих в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО5, с которым в отношении данного жилья Артемовым С.А. заключен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям ОГУП " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ супруги Артемовы С.А. и ФИО14 жилых помещений на праве собственности не имели.
Постановлением администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N Артемов С.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N Артемов С.А. признан участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Также Артемов С.А. включен в сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе на N по Липецкой области, утвержденный начальником Управления социальной защиты населения Липецкой области.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N, на заседании принято решение о снятии Артемова С.А. с учета, как участника основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с тем, что Артемов С.А, снявшись с регистрационного учета по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", по которому он был обеспечен жилой площадью, совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий.
Постановлением администрации Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с тем, что Артемов С.А. в соответствии с положением статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации намеренно ухудшил свои жилищные условия, был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приказом Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ N в связи со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Артемов С.А. исключен из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" на ДД.ММ.ГГГГ по Липецкой области.
Кроме того, судами установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Артемов С.А. был зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 75, 5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в этом жилом помещении в качестве постоянно проживающих были зарегистрированы Артемов С.А, его отец - ФИО6, его мать - ФИО7, его брат - ФИО8
Данное жилое помещение принадлежало на праве собственности ФИО7 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об установлении (определении) долей в праве совместной собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения земельного участка и доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, он был заключен между совхозом "Докучаевским" и ФИО7, ФИО15 действующими от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО9 и ФИО16
Также судами установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", приватизировано семьей Артемовых в период нахождения истца Артемова С.А. на срочной службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. После возвращения со службы в ДД.ММ.ГГГГ г. истец проживал в данном жилом помещении совместно с родителями.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 31, 50-54, 56 ЖК РФ, ст. ст. 53, 60, 62, 66 ЖК РСФСР, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г..N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г..N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 г..N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г..N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", ФЗ от 29.12.2004 г..N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что Артемов С.А, приходящийся сыном собственнику спорного домовладения, относится к безусловным членам ее семьи, за Артемовым С.А, как лицом, имевшим право на участие в приватизации дома, сохранялось право бессрочного пользования жилым помещением, а вступление в брак с ФИО11 само по себе не влекло и не могло повлечь прекращения у истца данного бессрочного права пользования жилым помещением.
При этом исходил из того, что общая площадь жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", составляет 75, 5 кв.м, следовательно, исходя из количества лиц, зарегистрированных в нем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (4 человека), на каждого проживающего приходилось по 18, 87 кв.м. общей площади, что больше учетной нормы, установленной Решением Совета депутатов Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N на территории Измалковского муниципального района в размере 15 кв.м. на одного человека. Поскольку Артёмов С.А. был обеспечен общей площадью жилого помещения, превышающей установленную учетную норму площади жилого помещения, и не являлся нуждающимся в жилом помещении, его действия по снятию с регистрационного учета и фактическому отказу от своих прав по пользованию данным жилым помещением путем вселения и регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", на основании заключенного с его собственником срочного договора найма, приведшие к возникновению у ФИО1 нуждаемости в жилом помещении, были квалифицированы, как совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и при наличии такого обстоятельства, истец мог быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее, чем через пять лет после совершения данных намеренных действий, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Липецка от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Артемова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.