Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Селиверстовой И.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трусовой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-492/2020 по административному исковому заявлению Никулиной Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2018 года и 23 октября 2019 года, по апелляционной жалобе представителя Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" на решение Тамбовского областного суда от 10 ноября 2020 года, которым административный иск удовлетворен, заслушав доклад судьи Овсянкиной Н.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Никулина О.Н. обратилась в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков:
- с кадастровым номером N, общей площадью 4867 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной территорией, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание, почтовый адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 4412 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание транспорта, расположенного по адресу: "адрес", в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года и на 23.10.2019 года соответственно.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что установленная в отношении данных объектов недвижимого имущества приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N 854 от 30 ноября 2018 года и актом Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость в размере 11 403 673, 02 руб. и 4 000 404, 54 руб. значительно превышает их рыночную стоимость в размере 797 458 руб. и 878 959 руб, определенную на основании отчетов об оценке от 8 апреля 2020 года N и N, подготовленных оценщиком "данные изъяты" чем нарушаются права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Тамбовского областного суда от 10 ноября 2020 года административные исковые требования Никулиной О.Н. удовлетворены, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере, равном их рыночной стоимости - 1 305 913 руб. и 1 101 032 руб. соответственно.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, представителем административного ответчика ТОГБУ "ЦОКСОН" подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене состоявшегося судебного решения.
По мнению подателя жалобы при вынесении решения судом не было учтено, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость была установлена административным ответчиком в порядке статьи 24.19 Закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, на основании УПКС и является достоверной, поскольку укладывается в существующий диапазон отклонений.
Лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было. Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В силу требований статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее- Закон N237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Согласно положениям части 7 статьи 22 Закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 4867 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной территорией, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание, почтовый адрес ориентира: "адрес"; данный земельный участок был снят с кадастрового учета 23.10.2019 в связи с разделом. Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 4412 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание транспорта, расположенного по адресу: "адрес".
Данные участки как следует из материалов дела застроены объектами индустриальной застройки (гараж, склад, здание цеха), расположены в индустриальной части города, имеют все коммуникации и относятся к сегменту производственно-складской недвижимости.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N 854 от 30 ноября 2018 года и актом Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости соответственно в размере 11 403 673, 02 руб. и 4 000 404, 54 руб. по состоянию на 1 января 2018 года и на 23 октября 2019 года.
В силу положений статьей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Оспаривая данную кадастровую стоимость и считая ее чрезмерно завышенной, административный истец представил в суд отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка отчетов об оценке от 8 апреля 2020 года N и N подготовленных оценщиком "данные изъяты", согласно которым рыночная стоимость данных объектов недвижимости была определена в размере 797 458 руб. и 878 959 руб.
Определением от 29 сентября 2020 года в связи с возникшими у суда сомнениями в обоснованности размера рыночной стоимости спорного земельного участка, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено судом эксперту "данные изъяты". На разрешение эксперта был поставлен вопрос о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта от 9 октября 2020 года N рыночная стоимость спорных земельного участков составила:
- земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 года 1 305 913 руб.
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 октября 2019 года 1 103 032 руб.
Допросив судебного эксперта и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции признал допустимым, относимым и достоверным доказательством определяющим рыночную стоимость земельного участка заключение судебного эксперта, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной данным заключением.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, выводы судебной экспертизы мотивированы, научно обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе; экспертом приведено описание объекта экспертизы, его местоположения, качественных и количественных характеристик, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, выбор которого экспертом мотивирован; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, а также соответствует критерием, предъявляемым положениями статей 3, 4 Закона об оценочной деятельности.
Оснований не согласится с постановленным решением у суда апелляционной инстанции не имеется, выводы суда соответствуют действующему законодательству и подтверждены материалами дела.
Итоговая величина рыночной стоимости указанного земельного участка по расчетам эксперта составила 268, 32 и 255, 37 руб./кв.м. соответственно, что сопоставимо с диапазоном рыночных цен по сегменту рынка, к которому относятся объекты оценки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N237-ФЗ кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1.2, 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", изданного в соответствии со статьей 5 Закона N 237 - ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N508 (далее - ФСО N 4), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 4).
Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.
При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен (пункт 11 ФСО N4).
В свою очередь, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определение рыночной стоимости предполагает наличие свободного волеизъявления сторон на совершение сделки, наличие об объекте оценки всей необходимой информации и некоторые другие факторы (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N135-ФЗ)).
Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (определения от 3 июля 2014 года N 1555-О, от 16 июля 2015 года N 1769-О и N 1790-О, от 25 октября 2016 года N 2207-О и др.).
Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик может более тщательно с учетом осмотра объекта оценки выделить все ценообразующие признаки объекта оценки, его характеристики, которые не были учтены в массовой оценке, но способные оказать влияние на итоговое расчетное значение.
Следовательно, по своей сути, определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость являются условными, но считаются достоверными в силу закона, в том числе во исполнение статьи 12 Закона N135-ФЗ, поскольку их величина исчислена и обоснована по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами.
При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ни суду первой инстанции, ни в апелляционной жалобе сторона административного ответчика не представила каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельных участков определена экспертом ошибочно с нарушением Федеральных стандартов оценки или Закона об оценочной деятельности.
Ссылки административного ответчика на то, что кадастровая стоимость была определена в порядке статьи 24.19 Закона N135-ФЗ ошибочны, поскольку кадастровая стоимость в Тамбовской области по состоянию на 1 января 2018 года проводилась по правилам Федерального закона N 237-ФЗ.
Распределение судебных расходов по оплате судебной экспертизы произведено судом с учетом требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Тамбовского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", администрации Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.