Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зориной С.А, судей Пелевина С.А, Зыкина С.В, при секретаре Бабийчук Г.А, с участием прокурора Чупиной А.В, рассмотрела уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кочмарева Алексея Владимировича и кассационному представлению заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В. на приговор Кабанского районного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2020 года
Заслушав доклад председательствующего, выступление прокурора Чупиной А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
по приговору Кабанского районного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2020 года
Кочмарев Алексей Владимирович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", несудимый, осужден по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Удовлетворен гражданский иск прокурора о взыскании с Кочмарева А.В. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия суммы ущерба, причиненного в результате оказания медицинской помощи потерпевшей ФИО8, в размере 72 853 рублей 40 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2020 года приговор изменен.
Исключено из приговора обстоятельство, смягчающее наказание осужденного, аморальное поведение потерпевшей, явившееся поводом для преступления.
Указано в резолютивной части приговора об отбывании Кочмаревым А.В. наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Кочмарев А.В. осужден за причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный просит об исключении из приговора отягчающего обстоятельства "состояние алкогольного опьянения".
Выражает свое несогласие с апелляционным определением в части исключения из приговора аморального поведения потерпевшей.
Просит применить положения ч. 6 ст. 15 УК РФ, ч. 1 ст. 62 УК РФ, ст. 64 УК РФ, ст. 73 УК РФ и снизить ему срок наказания.
В возражениях прокурор просит об оставлении рассматриваемой кассационной жалобы без удовлетворения.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В, не оспаривая фактические обстоятельства совершенного преступления, доказанность вины и квалификацию действий Кочмарева А.В, выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями ввиду существенного нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Свои доводы мотивирует тем, что суд при назначении наказания осужденному Кочмареву А.В. учел мнение потерпевшей, настаивающей на максимальном наказании, как отягчающее наказание обстоятельство, что противоречит требованиям ст. 60 УК РФ и необоснованно ухудшает положение осужденного.
Просит изменить приговор и апелляционное определение, исключить из описательно-мотивировочной части приговора ссылку на учет мнения потерпевшей при назначении Кочмареву А.В. наказания, снизив его срок.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вина Кочмарева А.В. в совершении инкриминируемого преступления установлена материалами дела и подтверждается собранными в ходе предварительного следствия и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым судом, при вынесении оспариваемого приговора, дана надлежащая оценка.
Приведенные доказательства, детально согласующиеся между собой, последовательно подтверждают правильность вывода суда первой инстанции относительно фактических обстоятельств дела, свидетельствуя о виновности осужденного.
Квалификация действиям Кочмарева А.В. по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ дана правильно.
Все доказательства судом проверены в соответствии с требованиями ст. 87 УПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу и оценены с учетом правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их достаточности, допустимости и относимости к рассматриваемым событиям.
Достоверность, относимость и допустимость приведенных в приговоре доказательств не оспариваются и сомнений не вызывают.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что состоявшиеся в отношении Кочмарева А.В. судебные решения подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения, постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К таким нарушениям относится, в частности, и неправильное применение уголовного закона при назначении осужденному наказания.
Исходя из положений ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений его Общей части. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
При назначении наказания Кочмареву А.В. суд учел смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, в том числе и мнение потерпевшей, настаивающей на максимальном наказании.
Признание совершения преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, отягчающим наказание обстоятельством должным образом мотивировано в приговоре в соответствии с требованиями части 1.1 ст. 63 УК РФ и подтверждено фактическими обстоятельствами дела. Сам факт алкогольного опьянения Кочмарева А.В. в момент совершения им преступления установлен исследованными в суде доказательствами, отвечающими требованиям ст. 74 УПК РФ, в том числе показаниями самого Кочмарева А.В, показаниями потерпевшей, свидетелей.
Обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности совершенного преступления или личности осужденного, для применения ч. 6 ст. 15, ст. 64, 73 УК РФ, не установлены, в приговоре в этой части приведены мотивы, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Вместе тем, суд не принял во внимание, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, обязанность государства обеспечивать права потерпевших от преступлений не предполагает наделение их правом определять необходимость осуществления публичного уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности и наказания - такое право, в силу публичного характера уголовно-правовых отношений, принадлежит только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов; юридическая ответственность, если она выходит за рамки восстановления нарушенных неправомерным деянием прав и законных интересов потерпевших, включая возмещение причиненного этим деянием вреда, является средством публично-правового реагирования на правонарушающее поведение, в связи с чем вид и мера ответственности лица, совершившего правонарушение, должны определяться исходя из публично-правовых интересов, а не частных интересов потерпевшего (постановления от 24 апреля 2003 г. N 7-П, от 27 июня 2005 г. N 7-П, от 16 мая 2007 г. N 6-П и от 17 октября 2011 г. N 22-П).
Указание суда на мнение потерпевшей при назначении осужденному наказания противоречит также положениям ст. 6 УК РФ и ст. 60 УК РФ, предусматривающим обстоятельства, которые должны учитываться при назначении наказания, а также ст. 63 УК РФ, содержащей исчерпывающий перечень обстоятельств, которые могут быть признаны отягчающими наказание.
По смыслу закона признание каких-либо иных обстоятельств, влияющих на наказание осужденного в сторону ухудшения его положения, уголовным законом не допускается.
Таким образом, суд фактически признал мнение потерпевшей, настаивающей на максимальном наказании осужденного Кочмарева А.В, в качестве отягчающего наказание обстоятельства, и учел его при назначении наказания.
Допущенное судом нарушение требований закона является существенным, повлиявшим на исход дела, в связи с чем приговор и апелляционное определение подлежат изменению, а назначенное Кочмареву А.В. наказание смягчению.
В остальном приговор и апелляционное определение в отношении Кочмарева А.В. следует оставить без изменения, поскольку иных нарушений, влекущих отмену или изменение судебных решений, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Кабанского районного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2020 года в отношении Кочмарева Алексея Владимировича изменить.
Исключить ссылку суда на учет мнения потерпевшей при назначении наказания Кочмареву А.В, смягчить назначенное наказание до 4 лет 6 месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор и апелляционное определение оставить без изменения.
Кассационное представление удовлетворить.
Кассационную жалобу осужденного Кочмарева Алексея Владимировича оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Зорина
Судьи С.А. Пелёвин
С.В. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.