Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 8 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства; обязать УФСИН России по Сахалинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования мест хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельных жилой и производственных зон, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80; обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельных жилой и производственных зон, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в марте 2020 года проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлено, что исправительное учреждение расположено в пгт.Смирных. На территориях производственной и жилой зон учреждения имеются котельные, обеспечивающие горячее водоснабжение колонии и ее объектов. В ходе осуществления деятельности котельных ИК-2 по производству тепловой энергии посредством сжигания твердого топлива (угля) образуются отходы производства - зольные шлаки от сжигания угля. Размещение (свалка) зольных отходов на территориях производственной и жилой зон учреждения осуществляется на открытый грунт при отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловки и обособленной сети ливнестоков, защиты поверхности насыпи отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров. Несоблюдение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства подвергает опасности жизнь и здоровье осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, а также жителей пгт.Смирных.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 8 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года, административные исковые требования Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области удовлетворены: признано незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. На УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования мест хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельных жилой и производственных зон, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N80; на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места хранения отходов (зольных шлаков), образующихся в результате деятельности котельных жилой и производственных зон, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N80.
2 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, поданная через Смирныховский районный суд Сахалинской области 25 января 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, осуществляет ФСИН России. УФСИН России по Сахалинской области только имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. По состоянию на 5 июня 2020 года на территории жилой зоны ИК-2 отсутствуют золошлаковые отходы. Золошлаковые отходы, имеющиеся в производственной зоне, планируется повторно использовать при отсыпке прилегающих к исправительному учреждению дорог. При установлении срока исполнения решения суды не учли нормы бюджетного законодательства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 года кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представители ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области и УФСИН России по Сахалинской области не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Закона).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пунктом 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года и действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на территории производственной и жилой зон ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области имеются две котельные, которые обеспечивают тепловой энергией и горячим водоснабжением жилую зону-общежития, а также административные и хозяйственные постройки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области.
В ходе осуществления деятельности котельных при сжигании твердого топлива (угля) образуются отходы производства V класса опасности - золошлаки от сжигания угля.
Согласно акту проверки, составленному 23 марта 2020 года комиссией в составе помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, старшего инспектора ОКБИиХО ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, заместителя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, 20 марта 2020 года на территории, прилегающей к котельной промышленной зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в отсутствие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловки по всему периметру, ограждения и обособленной сети ливнестоков, защиты поверхности насыпи отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, осуществляется размещение (свалка) золошлаковых отходов навалом на почву. При проверке 19 марта 2020 года установлено, что аналогичным образом размещаются золошлаковые отходы котельной банно-прачечного комплекса на территории жилой зоны ИК-2.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области нарушает требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, не исполняет обязанности по соблюдению экологических, санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека в части неосуществления вывоза угольного шлака с территорий котельных, необорудования места хранения отходов-зольных шлаков, расположенных на территории исправительного учреждения в пгт.Смирных. Выявленные нарушения подвергают опасности жизнь и здоровье осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, а также жителей пгт.Смирных на благоприятную среду обитания и пожарную безопасность.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Вопреки доводам кассационной жалобы, повторное использование золошлаковых отходов при отсыпке дорог не освобождает исправительное учреждение от обязанности осуществлять их хранение до момента использования в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 8 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.