Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 года по административному делу N 3га-406/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рельеф" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
ООО "Рельеф", обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", в размере рыночной стоимости, указав, что определенная приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 1 ноября 2018 года N 1371 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей и определенная актом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей не соответствуют их рыночной стоимости, чем нарушаются законные интересы административного истца, являющегося плательщиком арендной платы за аренду обоих участков.
Решением Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 года, административный иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере рыночной стоимости, составлявшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей, и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере рыночной стоимости, составлявшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рублей.
В кассационной жалобе, поданной 4 февраля 2021 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 15 февраля 2021 года, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит их отменить судебные постановления, приводит доводы о том, что при определении рыночной стоимости объектов исследования экспертом ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" не были применены необходимые корректировки, в качестве объектов-аналогов для оценки использованы земельные участки, существенно отличающиеся по элементам сравнения от оцениваемых участков. Обнаруженные недостатки значительно влияют на установление рыночной стоимости данных земельных участков, при этом данные замечания судами первой и апелляционной инстанции во внимание не приняты.
Кроме того, министерством было подано ходатайство о выделении административных исковых требований в отдельное производство, поскольку кадастровая стоимость земельных участков определена на разные даты оценки, разными государственными органами, однако судом в удовлетворении ходатайства отказано.
Указывает, что ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" в 2017 году не проводило оценку земель населенных пунктов, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не утверждало ее.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельных участков.
При определении рыночной стоимости земельных участков суд исходил из сведений, изложенных в заключении эксперта ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" по результатам судебной экспертизы, о стоимости, составлявшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" руб. для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" руб. для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Доводы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о существенных недостатках судебной экспертизы не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными.
Выводы, изложенные в заключении эксперта ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки", соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости земельных участков проведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость определена экспертом посредством сравнительного подхода - методом сравнения продаж, при этом экспертом за основу взята достоверная рыночная информация о сделках с земельными участками на территории районов Республики Башкортостан в зависимости от расположения относительно автомагистралей и других значимых факторов, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемых. Выводы эксперта о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков отвечают принципам, предусмотренным Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299.
Объекты недвижимости, избранные в качестве объектов-аналогов, не отличаются существенно по ценовой группе от объекта оценки. Экспертом применены корректировки, необходимость учета которых им в достаточной мере обоснована.
Судом первой инстанции учтены и отдельные пояснения эксперта относительно ценообразующих факторов и корректировок.
Судебные инстанции предприняли необходимые меры для проверки доводов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о несоответствии названного заключения эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Довод кассационной жалобы о невыделении административных исковых требований ООО "Рельеф" в отдельное производство был рассмотрен судом апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку с учетом того, что приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 1 ноября 2018 года N 1371 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан, в том числе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" была определена актом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Приведенные заявителем доводы не содержат обстоятельств, которые свидетельствовали бы о несоответствии выводов судебных инстанций обстоятельствам административного дела, нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.