Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., изучив жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Техно-Сервис" Миронова В.А. на постановление судьи Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техно-Сервис", установила:
постановлением судьи Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Техно-Сервис" (далее по тексту - общество, ООО "Техно - Сервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Миронов В.А. ставит вопрос об отмене указанных постановления и судебного решения, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует и установлено судьями обеих инстанций ООО "Техно-Сервис", осуществляющее деятельность по сбору, утилизации и размещению отработанного бурового раствора и бурового шлама на полигоне на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности N 16- 00262/п от 30 января 2018 года и проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан N 353 от 3 июля 2012 года, в период с 1 января 2019 года по 4 июня 2020 года, в нарушение статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7- ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляло временное хранение бурового шлама на временных площадках для временного хранения буровых шламов не оборудованных в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", то есть не площадках не имеющих искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Нарушения выявлены при осуществлении должностным лицом Нурлатской городской прокуратуры с привлечением государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды и специалиста СИАК Юго-Восточного территориального управления МЭПР Республики Татарстан проверки за соблюдением природоохранного законодательства в деятельности ООО "Техно-Сервис" на участке по утилизации отработанных буровых растворов и бурового шлама, расположенном па земельном участке с кадастровыми номерами N в "адрес". Проверка проведена на основании решения Нурлатского городского прокурора о проведении проверки от 13 февраля 2020 года, полученного директором общества Мироновым В.А. 12 февраля 2020 года. В связи с необходимостью результатов лабораторных исследований Нурлатским городским прокурором приняты решения о продлении срока проверки, о приостановлении проверки, о возобновлении проведения проверки, которые были получены директором общества Мироновым В.А. 12 марта 2020 года, 2 июня 2020 года соответственно. По результатам проверки Нурлатским городским прокурором 9 июля 2020 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Техно-Сервис".
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 11, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7- ФЗ "Об охране окружающей среды", суды признали доказанным факт нарушения ООО "Техно-Сервис" требований в области охраны окружающей среды при сборе отходов производства и потребления, сочли, что рассматриваемое событие охватывается диспозицией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размещение отходов производства - бурового шлама на временных площадках для временного хранения буровых шламов не имеющих искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий свидетельствует о нарушении требований в области охраны окружающей среды при сборе отходов производства и потребления.
Судебными инстанциями установлено, что ООО "Техно-Сервис" имело возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства в области обращения отходов, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
Оснований для переквалификации действий общества с части 1 статьи 8.2 на часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями обоснованно не установлено.
То обстоятельство, что СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" утратил своё действие и с 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения. Введенные в действие с 1 марта 2021 года санитарные правила и нормы также устанавливают, что размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты; при накоплении отходов поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (пункты 220, 222).
Утверждение заявителя жалобы о том, что пункт 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" подлежит применению лишь при размещении твердых отходов производства и потребления навалом или насыпью, в то время как буровой шлам таким не является (жидкий отход), является ошибочным, основанным на неверном понимании указанной нормы.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО "Техно - Сервис" в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания административной комиссией требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, назначенное наказание является обоснованным и справедливым.
Постановление о привлечении ООО "Техно - Сервис" к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техно-Сервис" оставить без изменения, а жалобу законного представителя Миронова В.А. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.