Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 марта 2021 г. по делу N 16-45/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 25 декабря 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Ванинский морской торговый порт", у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 25 декабря 2019 года АО "Ванинский морской торговый порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 марта 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 25 декабря 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что АО "Ванинский морской торговый порт" не выполнило в установленный срок до 27 сентября 2019 года законного предписания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 28 сентября 2018 года N 08-615/2018-1, а именно не получило положительное заключение государственной экологической экспертизы на вид деятельности по перегрузке глинозема из алюминиевых руд в порту Ванино.
Изложенные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 25 октября 2019 года N 16-573/2019 и послужили основанием для привлечения АО "Ванинский морской торговый порт" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 16-01/2019 от 8 ноября 2019 года (л.д. 20-23); предписанием государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 28 сентября 2018 года N 08-615/2018-1 (л.д. 27-28); актом проверки от 25 октября 2019 года N 16-573/2019 (л.д. 29-32); служебной запиской начальника отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Юдина М.О. от 11 октября 2019 года (л.д. 35) и иными материалами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Бездействие АО "Ванинский морской торговый порт" правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что осуществляемая АО "Ванинский морской торговый порт" погрузо-разгрузочная деятельность, в том числе по перегрузке глинозема из алюминиевых руд, не входит в перечень объектов государственной экологической экспертизы, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе, являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном Законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Согласно пункту 3 статья 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
С учетом указанного, после вступления в законную силу Федерального закона от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Водный кодекс Российской Федерации" любая планируемая хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, и все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (абзац 2 пункта 2 статьи 34 ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").
Следует отметить, что установленная Федеральным законом N 174-ФЗ обязанность по проведению государственной экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимость выполнения данной обязанности в случае, если реализация объекта экологической экспертизы уже осуществляется.
То обстоятельство, что Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года N 193, наличие у лицензиата положительного заключения государственной экологической экспертизы не отнесено к лицензионным требованиям, не является основанием для не соблюдения лицензиатом в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности требований природоохранного законодательства, в том числе законодательства о государственной экологической экспертизе.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о законности предписания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 28 сентября 2018 года N 08-615/2018-1, выданного АО "Ванинский морской торговый порт".
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в бездействии АО "Ванинский морской торговый порт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание АО "Ванинский морской торговый порт" назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 25 декабря 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Ванинский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.