Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Коробова "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Бурейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6, частью 7 статьи 12.21.1, частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от ДД.ММ.ГГГГ N ИП Коробов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от ДД.ММ.ГГГГ N ИП Коробов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от ДД.ММ.ГГГГ N ИП Коробов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Определением судьи Бурейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ поданные на указанные постановления административного органа жалобы ИП Коробова А.А. объединены в одно производство.
Решением судьи Бурейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановления N, N и N изменены, ИП Коробову А.А. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 12.21.1, частью 7 статьи 12.21.1 и частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф по правилам частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением частей 3.2, 3.3 названного Кодекса в размере 200 000 рублей. В остальной части постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ИП Коробов А.А. просит судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы ИП Коробова А.А, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей
Частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии с примечаниями к статьям 12.21.1 и 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные указанными статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2, 55 м (2, 6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном указанным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года N 258, согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 12 января 2018 года N 10.
Пунктом 8 указанного Приказа установлено, что на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должны быть установлены опознавательные знаки: "автопоезд", "крупногабаритный груз", "длинномерное транспортное средство", "ограничение скорости" согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям (в зависимости от габаритов перевозимого груза).
Согласно пункту 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, на транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Ограничение скорости" в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
Пункт 7 Правил предусматривает, что обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается, в том числе контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы.
В соответствии с пунктом 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации (пункт 24 Правил).
В соответствии с Приложением N 2 к Приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3, 5 тонны, но не более 12 тонн (категория N 2), а также транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 32 минуты на "адрес" установлено передвижение по маршруту движения "адрес" - "адрес", тяжеловесного транспортного средства - грузовой бортовой "ISUZU V275", государственный регистрационный знак С 494 МТ/125, под управлением водителя Карташова А.А, собственником (владельцем) которого является ИП Коробов А.А, в нарушение требований статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, и пункта 23.5 Правил дорожного движения с превышением допустимой массы транспортного средства на 5, 74 тонн (31, 98%), допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства на 7, 68 тонн (76, 80%), без специального разрешения, по автомобильной дороге, рассчитанной на осевую нагрузку 10 тонн на ось, в отсутствии опознавательного знака "ограничение скорости", в отсутствии технического средства контроля обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информацию о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахогрофа).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколами об административных правонарушениях N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ; актом N результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса водителя ФИО4; транспортной накладной; путевым листом N; справкой о наличии маршрутных карт и или бортового устройства; выпиской из ЕГРН; паспортом транспортного средства и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ИП Коробова А.А. объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 12.21.1, частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии составов вменяемых административных правонарушений в деянии ИП Коробова А.А, поскольку собственником тяжеловесного транспортного средства - грузовой бортовой "ISUZU V275", государственный регистрационный знак N, он является как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель, кроме того, указанное транспортное средство по договору аренды передано им ФИО4, с которым в трудовых отношениях он не состоит, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, они направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ИП Коробова А.А. объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 12.21.1 и частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций изложены с приведением убедительных мотивов принятых решений. Вопреки доводам жалобы, оснований для переоценки правильных выводов судей, не имеется.
Суду заявителем не представлены документы первичной бухгалтерской отчетности ИП Коробова А.А, подтверждающие оплату договора N аренды транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО4, а, следовательно, и фактическое его исполнение.
Акт приема-передачи транспортного средства, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, может подтверждать лишь заключение договора аренды транспортного средства, указанного в договоре, но не фактическое исполнение сторонами условий данного договора.
При таких обстоятельствах, а также с учетом письменных пояснений свидетеля ФИО4 о том, что работает у ИП Коробова А.А. водителем транспортного средства "ISUZU V275", государственный регистрационный знак N, с 8 по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял перевозку груза по поручению ИП Коробова А.А, вышеуказанный автомобиль у него в аренде не находится, судебные инстанции обоснованно дали критическую оценку данному договору.
Вопреки доводам жалобы письменное объяснение ФИО4 отвечает требованиям, предъявляемым к такому виду доказательствам главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получено уполномоченным лицом после разъяснения ФИО4 положений статьи 17.9 названного Кодекса и статьи 51 Конституции Российской Федерации. В протоколе опроса ФИО4 правильность занесения его пояснений в протокол удостоверил своей подписью. Оснований сомневаться в достоверности изложенных в нем сведений не имеется.
Действия ИП Коробова А.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения ИП Коробова А.А. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассмотрены в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Бурейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6, частью 7 статьи 12.21.1, частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Коробова "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу Коробова А.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.