Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Шумшу" Соколова В.П., защитников Сабирова В.Ф., Резник Г.С., Кожушок И.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "Шумшу"
установил:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО "Шумшу" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двукратной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 132 165 рублей.
Издержки по делу, связанные с проведением производственно-технологической экспертизы в размере 26 600 рубля отнести на счет ООО "Шумшу".
По вступлении постановления в законную силу: снять арест с судна ПТР "Рысь" со всем механическим, электрическим, радионавигационным, грузовым и иным находящимся на судне оборудованием и имуществом, а также двигательной установкой.
По вступлении постановления в законную силу икорную продукцию, изготовленную из водных биологических ресурсов - икру зернистую дальневосточных лососевых пород рыб соленую (горбуши) общим весом/нетто - 104, 450 кг уничтожить.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Шумшу" Соколов В.П, защитники Сабиров В.Ф, Резник Г.С, Кожушок И.Н. просят вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы директора ООО "Шумшу" Соколова В.П, защитников Сабирова В.Ф, Резник Г.С, Кожушок И.Н, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Из части 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ следует, что право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в частности, при наличии разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Федерального закона N 166-ФЗ промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 166-ФЗ о рыболовстве предусмотрено, что промышленное рыболовство может осуществляться только на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Согласно частям 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона N 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12.4 Федерального закона от 18 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства, действующие на время выявления правонарушения) утверждены Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года N 267.
В соответствии с пунктом 13.2 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны вести приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции.
При осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), технологическом журнале (в случае если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства), приемо-сдаточных документах (пункт 22.5 Правило рыболовства).
Из материалов дела следует, что ООО "Шумшу" ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения принадлежащего ему судна ПТР " "данные изъяты"" у причала портпункта "адрес" (внутренние морские воды Российской Федерации, "адрес") допустило приемку на судно ПТР " "данные изъяты"" продукции из водных биологических ресурсов в виде икры соленой зернистой дальневосточных лососевых рыб горбуши в количестве 4 транспортных мест общей массой нетто 104, 450 кг, для изготовления которой потребовалось 158, 760 кг икры горбуши ястычной сырца, выпотрошенной из 1 134 особей самок горбуши-сырца, общей массой нетто 1 468, 5 кг, без оформления приемо-сдаточных документов, подтверждающих приемку указанной рыбной продукции, которую с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хранило и транспортировало на судне ПТР " "данные изъяты"" в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в порт "адрес" до её обнаружения сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ДД.ММ.ГГГГ на судне ПТР " "данные изъяты"", ошвартованном у причала N " "данные изъяты"" в порту "адрес".
Основным видом деятельности ООО "Шумшу" является деятельность морского пассажирского транспорта.
Своими действиями ООО "Шумшу" нарушило часть 1 статьи 20 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", статьи 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", часть 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", абзац "б" пункта 13.2, пункт 22.5 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года N 267.
Постановлением судьи городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО Шумшу" признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Судья вышестоящего суда с выводами судьи городского суда и принятым им решением полностью согласился.
Факт совершения ООО "Шумшу" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра судна; протоколом досмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об изъятии вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами опроса свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10; заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ; пояснениями специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, по делу установлено, что ООО "Шумшу" допустило приемку, хранение и транспортировку в исключительной экономической зоне Российской Федерации икорную продукцию, без оформления приемо-сдаточных документов, подтверждающих приемку указанной рыбной продукции, при этом имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о совершении ООО "Шумшу" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями правильно установлено, что законность добычи (вылова) водных биоресурсов, из которых была изготовлена икорная продукция, правового значения для установления наличия состава административного правонарушения не имеет, поскольку общество привлечено к ответственности за приемку, хранение и транспортировку без оформления приемо-сдаточных документов рыбной продукции.
Заключение эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ является допустимым доказательством по делу, поскольку эксперту были разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и он был предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 названного Кодекса. Оснований сомневаться в том, что расчет водных биологических ресурсов произведен неверно, не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта по иным вопросам, поставленным перед экспертом, в материалы дела представлено не было и в жалобе не приведено.
Процессуальные издержки, связанные с проведением экспертизы, в размере 26 600 рублей подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, и их взыскание соответствует положениям части 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения исходя из характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Утверждение директора и защитников о недоказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения с приведением многочисленных субъективных доводов, и указания на допущенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу, являются несостоятельными, полностью опровергаются представленными доказательствами по делу.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, включая и о том, что приемка, перевозка и транспортировка икры соленой зернистой законом не запрещена, икра соленая зернистая не является рыбной продукцией в живом, свежем или замороженном виде, общество не осуществляло рыболовство, не являлось пользователем природных ресурсов и животным миром, в связи с чем не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил рыболовства, акт осмотра судна, протокол досмотра, видео и фотоматериалы, заключение эксперта получены с нарушением закона, обществом были приняты все возможные меры для соблюдения требований закона, были предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Шумшу" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО "Шумшу" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание обществу назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО "Шумшу" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Соколова В.П, защитников Сабирова В.Ф, Резник Г.С, Кожушок И.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.