Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к ГБОУ г. Москвы "Школа N37" о взыскании невыплаченной заработной платы - отказать;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ГБОУ г. Москвы "Школа N37", просила взыскать с ответчика недоплаченную сумму заработной платы за период с августа 2016 г. по декабрь 2019 г. в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 01.04.2014 работает у ответчика в должности главного бухгалтера на основании трудового договора, по условиям которого в редакции дополнительных соглашений, условия оплаты труда предусматривают выплату должностного оклада и стимулирующих выплат. Исходя из нормативных документов Правительства Москва, Департамента образования города Москвы уровень должностного оклада и стимулирующих выплат истца с августа 2016 г. должен был составлять не менее 70% от уровня должностного оклада и премий директора, что ответчиком не выполнялось и привело к образованию указанной задолженности, рассчитанной исходя из 70% от должностного оклада и премий директора школы с учетом выплаченных сумм.
В судебном заседании суда первой инстанции истец, представитель истца исковые требования поддержали, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец фио
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав истца фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу положений ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
При этом заработная плата (оплата труда работника) согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии); другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда.
Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2014 N619-ПП утверждено Положение о новых системах оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных автономных учреждений города Москвы.
В соответствии с п. 3 данного Положения размеры окладов работников учреждений устанавливаются руководителем учреждения в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней не ниже минимальных рекомендованных окладов, утверждаемых учредителем, с учетом размера фонда оплаты труда учреждения, а также сложности и объема выполняемой работниками учреждения работы. По должностям служащих, не включенных в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов устанавливаются в зависимости от сложности труда
Согласно п. 6 Положения заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10-30 процентов ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10 Положения).
Предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя и главного бухгалтера государственного казенного и государственного бюджетного учреждения города Москвы устанавливается руководителем учреждения на 10-30 процентов ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя учреждения, установленного в соответствии с п. 8 настоящего Положения (п. 11 Положения).
Аналогичные нормы содержатся в Рекомендациях по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, утвержденных приказом Департамента образования города Москвы от 12.02.2015 N40 (далее - Рекомендации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио с 01.04.2014 осуществляет трудовую деятельность в ГБОУ "Школа N37" в должности главного бухгалтера на основании трудового договора N221 от 01.04.2014 и дополнительных соглашений к нему.
В соответствии с условиями трудового договора в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2015 за выполнение трудовой функции истцу установлен должностной оклад в размере сумма, разовые выплаты стимулирующего характера устанавливаются отдельным приказом работодателя на основе Положения о распределении стимулирующей части ФОТ ГБОУ Школа N37.
Вопросы начисления и выплаты оклада, стимулирующих и иных выплат в ГБОУ Школа N37 регулируются Положением о системе оплаты труда, разработанным в соответствии с вышеназванными Рекомендациями.
Положением о системе оплаты труда ГБОУ Школа N37 предусмотрено, что заработная плата директора школы, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и стимулирующих выплат (п. 5.1); предельный (максимальный) уровень средней заработной платы заместителей директора и главного бухгалтера устанавливается директором школы на 10-30 процентов ниже предельного уровня средней заработной платы директора школы (п. 5.3); предельный (максимальный) уровень должностного оклада заместителей директора и главного бухгалтера устанавливается директором школы на 10-30 процентов ниже должностного оклада директора школы (п. 5.4).
Проанализировав условия заключенного сторонами трудового договора, Положения о системе оплаты труда ГБОУ Школа N37, сведения о начисленной и выплаченной истцу заработной плате за спорный период, указанные в расчетных листках, суд правомерно пришел к выводу о том, что размер установленного фио должностного оклада и уровень ее заработной платы с учетом стимулирующих выплат соответствует требованиям трудового законодательства, нормативным актам Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы, регламентирующим оплату труда работников государственных бюджетных учреждений города Москвы в сфере образования.
При этом суд обоснованно исходил из того, что установление предельного уровня средней заработной платы, должностного оклада главного бухгалтера предполагает не обязательный размер должностного оклада, стимулирующих выплат и иных выплат в процентном соотношении от заработка директора школы, а лишь устанавливает верхний, максимальный предел, который не может быть превышен при начислении премий, выплат или установлении должностного оклада, пункты Положения о системе оплаты труда ГБОУ Школа N37 не устанавливают нижний предел размера должностного оклада и размера стимулирующих выплат. Более того, как и Положение о системе оплаты труда ГБОУ Школа 337, так и нормативные акты Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы не содержат в себе критериев для обязательного установления должностного оклада и иных выплат, а содержат разъяснения о размере предельного уровня среднемесячной заработной платы, а не ежемесячных выплат.
Суд обоснованно отклонил доводы истца о противоречии Положения о системе оплаты труда ГБОУ Школа N37 нормативным актам Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы, как не состоятельные, поскольку пункты 5.1, 5.3, 5.4 Положения согласуются с данными нормативными актами, в противоречие с ними не вступают.
Рассматривая вопрос о недоплате стимулирующих выплат, суд исходил из того, что в соответствии с действующей у ответчика системой оплаты труда, гарантированная часть заработной платы сотрудников состоит из оплаты по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных трудовым договором, в свою очередь, стимулирующие выплаты к надбавкам и доплатам, которые обязательны для применения, не относятся, производятся на основании результатов оценки труда работника с учетом его личного вклада в организацию и устанавливаются директором школы.
Трудовым договором, заключенным сторонами, предусмотрены разовые выплаты стимулирующего характера, которые устанавливаются отдельным приказом работодателя на основе Положения о распределении стимулирующей части ФОТ ГБОУ Школа N37.
Как следует из Положения о системе оплаты труда ГБОУ Школа N37, основания для стимулирующих выплат, прежде всего, связаны с достижением определенных результатов образовательной деятельности, что напрямую не связано с трудовой деятельностью истца в должности главного бухгалтера.
Оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих выплат производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовом договоре и в локальных нормативных актах работодателя, в том числе с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности учреждения, и иных условий премирования и его целей, а также финансового положения работодателя, в соответствии со ст. 191 Трудового кодекса РФ оценка соблюдения показателей премирования относится к компетенции работодателя, с учетом чего непремирование работника само по себе не может рассматриваться как нарушение прав работника на оплату труда, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ за исполнение истцом трудовых (должностных) обязанностей установлена выплата должностного оклада.
При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии со стороны ответчика нарушения прав истца на оплату труда и отказе в удовлетворении исковых требований соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильной оценке представленных доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям сторон.
В соответствии с нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом дана ошибочная трактовка "предельного уровня заработной платы" как ее максимального значения, сводятся к иному толкованию норм материального права, примененных судом в рассматриваемом деле, и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, разрешая спор, суд правильно применил нормы права и выявил их смысл, учитывая, что минимальный размер окладов работников государственных учреждений отдельно регламентирован п. 3 Положения о новых системах оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных автономных учреждений города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2014 N619-ПП, п. 1.8 Рекомендаций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не применил положения ст. 145 ТК РФ, также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, которые в полной мере соответствуют нормам данной статьи.
Другие доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.