Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Терещенковой Е.П., поданную на решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года и постановление заместителя начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 05 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении руководителя службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенковой Е.Н., УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 05 сентября 2019 года руководитель службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенкова Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Терещенковой Е.П. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Терещенкова Е.П. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылаясь на незаконное рассмотрение жалобы судьей районного суда без её (Терещенковой Е.П.) надлежащего извещения; нарушение срока проведения административного расследования, направления копии постановления о назначении административного наказания; суровость назначенного наказания.
Терещенкова Е.П. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщила, ходатайство об отложении судебного заседания не представила.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу Терещенковой Е.П. в её отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц регулируются Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ от дата, приведенный в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к привлечению Терещенковой Е.П. к административной ответственности).
В силу ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ от дата под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля (ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ от дата).
При этом ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от дата к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, относится, в том числе, кредитные организации.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ от дата организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, указанные в данной норме Федерального закона N 115-ФЗ от дата
К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю согласно п. 1.3 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ от дата относится операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от дата N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от дата N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна сумма или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной сумма, или превышает эту сумму.
Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ от дата).
Порядок представления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган установлен Положением о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" N 321-П от дата, утвержденным Банком России (далее Положение), действовавшее на момент выявления правонарушения по настоящему делу.
Согласно пп. 1.1, 2.1, 2.5 Положения направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ от дата, осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения (далее-ОЭС), описание структуры которого представлено в Приложениях 3 и 4 к Положению.
Порядок уведомления кредитными организациями уполномоченного органа о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, указанными в статье 1
ст. 1 Федерального закона от дата N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлен Положением о порядке уведомления кредитными организациями и не кредитными финансовыми организациями уполномоченного органа об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов счетов, покрытых(депонированных) аккредитивов, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, а также кредитными организациями об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов отдельных счетов, открытых для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, утвержденным Банком России дата N 443-П, действовавшим на дату выявления правонарушения по настоящему делу (далее Положение N 443-П).
Согласно пп. 1.1, 1.5 Положения N 443-П электронное сообщение об открытии (закрытии) счета (депозита) обществу, сформированное кредитной организацией и принятое уполномоченным налоговым органом, одновременно является сообщением об открытии (о закрытии) банковского счета (депозита) обществу либо сообщением об открытии (о закрытии) банковского счета (депозита)обществу и о заключении (расторжении) с обществом договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита), направляемым уполномоченному органу. Указанные электронные сообщения направляются кредитной организацией в уполномоченный орган незамедлительно, но не позднее рабочего дня после дня получения кредитной организацией квитанции об их принятии уполномоченным налоговым органом. Передача электронных сообщений осуществляется в порядке, аналогичному порядку, установленному Положением N 321-П от дата
Как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее также Общество), являющейся кредитной организацией, должностным лицом Росфинмониторинга проведена проверка, по результатам которой дата выявлены нарушения вышеприведенных законоположений и подзаконных актов, а именно не предоставление Обществом в установленный срок сведений:
1. об открытии и закрытии депозитных счетов клиенту наименование организации, являющимся хозяйствующим субъектом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 91-р "О перечне акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера- Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению заместителем Председателя C:\mgs_ultra\convert\html1\s - _Hlk64628246Правительства Российской Федерации":
- счет N ** открыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата;
- счет N ** закрыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата;
- счет N *** закрыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата;
- счет N ** закрыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата;
- счет N ** закрыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата);
- счет N ** открыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата);
- счет N ** закрыт дата (датой направления сообщения в уполномоченный орган является дата
Фактически сведения об открытии\закрытии указанных счетов поступили в уполномоченный орган дата
2. Не выявление и не предоставление Обществом в уполномоченный орган сведений об операциях по зачислению\списанию денежных средств со счетов наименование организации на сумму, превышающую сумма:
- о 9 случаях размещения в период с дата по дата на банковском депозите денежных средств клиентом Общества - наименование организации, со счета N 40501810445251000179, открытого в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу (Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) либо со счета N40502810138000000069, открытого клиентом в ПАО СБЕРБАНК (БИК 044525225), и возврате средств по истечению срока депозита на те же счета.
3. Не представлены сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю:
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179, получатель наименование организации счет N ** (платежное поручение N 4115), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179, получатель наименование организации счет N ** (платежное поручение N 4030), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик наименование организации счет N **, получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179 (платежное поручение N 2562), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик наименование организации счет N **, получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179 (платежное поручение N 2621), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик наименование организации счет N **, получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179 (платежное поручение N 2173), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик наименование организации счет N **, получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179 (платежное поручение N 2563), дата направления сообщения не позднее дата;
- от дата на сумму сумма сумма прописью, плательщик наименование организации счет N **, получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (наименование организации) счет N 40501810445251000179 (платежное поручение N 2693), дата направления сообщения не позднее дата
Фактически сведения об указанных выше операциях предоставлены в уполномоченный орган дата в составе файлов ОЭС 25108015.011 и 25108015.021.
В соответствии с Правилами N 1183-П внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма наименование организации, утвержденными приказом Председателя Правления наименование организации от дата N 22, Положением N 1021-П о Службе внутреннего контроля (комплаенс-службе) проведение ежедневного мониторинга операций, подлежащих обязательному контролю и подготовке и своевременное направление сведений в Уполномоченный орган, проведение ежедневного мониторинга операций с целью выявления операций\сделок, подлежащих обязательному контролю, подготовка и своевременное направление сведений в уполномоченный орган отнесено к функции Службы внутреннего контроля по вопросам ПОД\ФТ, руководителем которой с дата и на момент совершения правонарушения являлась Терещенкова Е.П.
По данному факту дата в отношении руководителя службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенковой Е.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, на основании которого 05 сентября 2019 г. заместителем начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу вынесено постановление о привлечении руководителя службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенковой Е.П. к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Терещенковой Е.П. как должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении; сведениями об открытии\закрытии счетов клиента наименование организации; платежными поручениями; отчетами в виде электронных сообщений; анкеты юридического лица наименование организации; Правилами внутреннего контроля наименование организации; Положением о Службе внутреннего контроля наименование организации; должностной инструкцией руководителя Службы финансового мониторинга наименование организации; табелем учета рабочего времени; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подзаконных актов, а также положений КоАП РФ, и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях руководителя службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенковой Е.П. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Приведенный Терещенковой Е.П. в жалобе довод о её не извещении судом о дате рассмотрения жалобы нельзя признать состоятельным.
Так из материалов дела усматривается, что рассмотрение жалобы Терещенковой Е.П, поданной на постановление N *** заместителя начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 05 сентября 2019 года было назначено судьей Замоскворецкого районного суда г. Москвы на 19 октября 2020 года в время (л.д. 329).
В адрес Терещенковой Е.П. дата направлялось судебное уведомление о явке в судебное заседание, которому присвоен почтовый идентификатор 14570252063410 (л.д. 330).
Согласно данным официального сайта Почты России судебное уведомление с названным выше почтовым идентификатором поступило дата в почтовое отделение по месту жительства Терещенко Е.П. (адрес); дата состоялась неудачная попытка вручения; дата почтовое отправление возвращено отправителю (л.д. 332).
Частями 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от дата N 343 (в настоящее время П риказом ФГУП "Почта России" от дата N 98-п).
В данном случае вышеприведенные обстоятельства объективно о том, что судом первой инстанции были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.
Из разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Терещенковой Е.П. возможности получить поступающую на её имя корреспонденцию, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Нарушений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от дата N 234, которые могли бы повлечь признание извещения ненадлежащим, не допущено.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Терещенковой Е.П. по делу не усматривается.
Административное наказание Терещенковой Е.П. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Оснований для признания размера назначенного наказания чрезмерно завышенным, а также замене наказания на предупреждения, по материалам дела и приведенным в жалобе основаниям, не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от дата N 11-П, от дата N 8-П и от дата N 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Оценив конкретные обстоятельства дела, а также учитывая соразмерность назначенного наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, следует признать, что назначенное Терещенковой Е.П. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к ней превентивный характер.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, а также решения судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы.
Порядок и срок привлечения Терещенковой Е.П. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
на решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года и постановление заместителя начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 05 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении руководителя службы финансового мониторинга Службы внутреннего контроля (комплаенс-службы) акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" Терещенковой Е.Н. оставить без изменения, жалобу Терещенковой Е.П. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.