Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Опека" Столярова А.И. на постановление судьи Троицкого районного суда г.Москвы от 25.12.2020, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Опека", УСТАНОВИЛ:
06.08.2020 специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ТиНАО в отношении ООО "Опека" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, который передан для рассмотрения в Троицкий районный суд г.Москвы.
Постановлением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25.12.2020 ООО "Опека" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Опека" Столяров А.И. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылается на отсутствие в действиях юридического лица состава вменного правонарушения.
Законный представитель ООО "Опека" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Столярова А.И, который доводы жалобы поддержал.
П роверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Столярова А.И, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не нахожу.
Частью 2 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела следует, что в период возникновении угрозы распространения заболевания - новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, 23.07.2020 в 16 час. 20 мин. по адресу: г..Москва, пос. Первомайское, д. Фоминское, ул. Дальняя, д. 14-15, при проведении эпидемиологического расследования деятельности ООО "Опека", на основании полученной информации из оперативного штаба о случаях заболевания новой короновирусной инфекцией (COVID-19) у гр-н Вильховой Н.В, Александровой З.Г, Тимченко М.И, Хорявцевой М.Н, Якушина Е.В. и др, должностными лицами Роспортебнадзора обнаружены грубые нарушения требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: у сотрудников и постояльцев отсутствовала возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры при входе, в местах общего пользования и в санузлах; отсутствовала дезинфекция дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов, стульев), мест общего пользования - с кратностью обработки каждые 2 часа; мытье полов осуществлялось с применением разведения средства "Ника", "Белизны" и уксуса. Отсутствовала инструкция разведения/ приготовления растворов, график уборок/генеральных уборок. Разведенное средство не хранилось в таре (упаковке) поставщика с этикеткой в условиях регламентированных нормативными документами на каждое средство.
Тарная этикетка не хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства; сотрудники работали без средств индивидуальной защиты (частично отсутствуют либо маски, либо перчатки); в организации отсутствовал пятидневный запас дезинфицирующих средств для обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы); отсутствует отдельное помещение с системой вентиляции для разведения и хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря; уборочный инвентарь не хранился в специально выделенном помещении, промаркирован частично; отсутствовали заключительные акты о проведенном периодических медицинских осмотров сотрудников организации в соответствии с Приказом N 302-н Минздравсоцразвития РФ; на момент эпидемиологического расследования отсутствовали личные медицинские книжки 3-х сотрудников (сиделок) ООО "Опека"; не проводились работы по дератизации и дезинсекции; отсутствовали результаты тестирования сотрудников на COVID-19, в течение каждых 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в отношении не менее 10 процентов работников (методом ПЦР); отсутствовал план по профилактике острых респираторных вирусных инфекций; не представлены договора по дератизации и дезинсекции и акты выполненных работ; в организации отсутствовала Программа производственного контроля с лабораторными исследованиями. В учреждении ООО "Опека", предоставляющем услуги по патронажу не проводится (не осуществляется) рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды и горячего водоснабжения, подтверждающая гигиенические требования предъявляемые к качеству воды питьевого водоснабжения, что явилось нарушением ст.ст. 11, 19, 24, ч.1 и ч.3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п 4.4, 6.1, 6.3 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п.п. 3.2, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1079-01
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. п. 1.2; 7, 8; 8.3; 9.8; 9.9; СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций"; п. п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6; 4.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п.п. 1.5, 3.3, 3.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий; п.п. 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий"; п.п. 1.3, 3.3, 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение"; ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г..N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Действия ООО "Опека" квалифицированы по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт административного правонарушения, обстоятельства его совершения, в т.ч. время и место совершения, а также вина ООО "Опека" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 06.08.2020, составленным в отношении ООО "Опека" по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ; протоколом осмотра помещений от 23.07.2020; поручением на проведение в рамках государственного задания; предписанием от 24.07.2020; постановлением от 24.07.2020 о введении ограничительных мероприятий на предприятии; договором на оказание патронажных услуг; договором найма жилого помещения.
Протокол об административном правонарушении и иные исследованные судом документы составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого административного акта, оценив их по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Опека" правильно квалифицированы по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Выводы судьи о виновности ООО "Опека" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО "Опека" состава административного правонарушения проверен судом первой инстанции и признан несостоятельным. Не согласиться с указанным выводом, у суда второй инстанции оснований не имеется.
Судом установлено, что ООО "Опека" требования вышеперечисленных нормативно-правовых актов не исполнены, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ за совершение указанных вышей действий.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Опека" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Опека" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод жалобы о том, что ООО "Опека" необоснованно привлечено к административной ответственности, так как все выявленные административным органом нарушения были незамедлительно устранены, не свидетельствует об отсутствии в действиях организации состава вменного правонарушения.
Административное наказание назначено ООО "Опека" в пределах санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. Вопреки доводам жалобы, судья районного суда, установив, что юридическое лицо осуществляет деятельность с нарушениями санитарных правил и норм, которая создают потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для назначения административного наказания в виде административного штрафа. Оснований для признания назначенного наказания чрезмерно суровым, либо изменения наказания на предупреждение, не имеется.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Опека" оставить без изменения, жалобу защитника Столярова А.И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.