Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ильина Д.В. в защиту АО "ТАНДЕР" на постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 4 декабря 2020 года, которым
акционерное общество "ТАНДЕР" (ИНН: 2310031475; ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ
14 октября 2 020 года начальником отдела по вопросам торговли и услуг управы района Люблино г. Москвы Даниловым В.Д. в отношении АО "ТАНДЕР" (далее также - Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол вместе с другими материалами дела передан на рассмотрение в Люблинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Ильин Д.В. просит судебное постановление отменить и прекратить производство по делу, указывая, что АО "ТАНДЕР" не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении; Обществом были приняты все необходимые и зависящие от работодателя меры по обеспечению соблюдения юридическим лицом требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности"; положенные в основу вывода о виновности АО "ТАНДЕР" доказательства являются недопустимыми, поскольку в нарушение положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008г. N294-ФЗ, Общество не извещалось о проведении проверки, материалы дела не содержат задания на проведение рейдового осмотра, являющегося основанием для проведения контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с юридическим лицом, с органами прокуратуры проведение контрольных мероприятий не согласовывалось, внеплановая проверка по итогам рейдового осмотра не проводилась, акт осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений составлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ.
Законный представитель АО "ТАНДЕР" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела в суд не направил.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя АО "ТАНДЕР" в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы с учётом письменных пояснений к ней, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не нахожу, ввиду следующего.
Часть 1 статьи ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, в соответствии с подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 которых при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подп. "б" п. 6 ст. 4.1, подп.подп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 01 апреля 2020 года) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведённых выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, указ Мэра Москвы от 05.03.2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции указа Мэра Москвы от 10.04.2020 N 42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктами 12.1 и 12.2 данного Указа установлено, что граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси; органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Из анализа приведённых норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утверждённого постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р был утверждён Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный перечень включает в себя, в том числе руководителей созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их заместителей.
Указанный перечень также установлен указом Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", пунктом 1.2.5 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей, требований по использованию работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, на территориях ярмарок выходного дня, осуществляется уполномоченными должностными лицами управ районов города Москвы.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судом первой инстанции, 28 сентября 2020 года в 12 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, д. 16, корп. 2 (магазин "Магнит"), должностным лицом управы района Люблино города Москвы установлено нарушение АО "ТАНДЕР" п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ: не обеспечило в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность, доведение информации о необходимости соблюдения социальной дистанции от других граждан (выявлено скопление посетителей в зоне касс), кроме того, допустило нахождение посетителей в помещении торгового объекта без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Действия АО "ТАНДЕР" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина АО "ТАНДЕР" в совершении административного правонарушения подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений; протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; фотоматериалом; иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "ТАНДЕР" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
Довод жалобы о том, что протокол осмотра является недопустимым доказательством, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, обследование территории с фотофиксацией производилось по факту обнаружения признаков административного правонарушения при невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В ходе обследования должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ, был произведён осмотр помещения магазина "Магнит", в присутствии понятых, о чем содержатся сведения в протоколе осмотра, с применением средства фото-фиксации, о котором сделана запись в протоколе осмотра. Материал, полученный при проведении осмотра с осуществлением фотосъёмки (фотография с изображением работника указанного торгового объекта без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска не прикрывает нос и рот), приложен к соответствующему протоколу, отвечает признакам документа и, в силу ст. 26.7 КоАП РФ, является допустимым доказательством по делу. Т акже было установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение - АО "ТАНДЕР", которое и было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьёй районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения на рабочих местах в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение пункта 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п. 2.2.1 Приложения N 6 к данному указу (в редакции от 22 июня 2020 года), судья районного суда правильно установил, что у АО "ТАНДЕР" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г. Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Довод жалобы о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки, несостоятелен, так как поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, что соответствует контрольным полномочиям управы района Москвы, которые могут быть реализованы как в рамках проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, так и в иных формах, не связанных с проведением таких проверочных мероприятий. В данном случае начальник отдела по вопросам торговли и услуг управы района Люблино г. Москвы Данилов В.Д. действовал в пределах полномочий, определенных указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и распоряжением главы управы N 29 от 10 апреля 2020 года, которые не содержат норм, обязывающих должностное лицо государственного органа назначать выездную или документарную проверку.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина АО "ТАНДЕР" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину АО "ТАНДЕР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины АО "ТАНДЕР" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Довод жалобы о нарушении права на защиту АО "ТАНДЕР", ввиду ненадлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении, является несостоятельным.
Из материалов дела усматривается, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении, а также уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (14 октября 2020 года в 16 час. 20 мин.) направлены по адресу места нахождения АО "ТАНДЕР" заказной почтовой корреспонденцией (ИПО N ***) (л.д. 10).
Согласно отчета об отслеживании почтовой корреспонденции данное уведомление получено Обществом 8 октября 2020 года.
Поскольку, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, законный представитель АО "ТАНДЕР" на составление протокола не явился, явку защитника не обеспечил, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол правомерно составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя Общества. Копия протокола направлена АО "ТАНДЕР" посредством почтовой связи (л.д. 7).
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, характера совершённого административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьёй с учётом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 4 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ТАНДЕР" (ИНН: 2310031475; ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185) оставить без изменения, жалобу защитника Ильина Д.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.