Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Надирашвили И.А., защитника И*** С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника И*** С.Р. на определение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Надирашвили ***, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 2 апреля 2019 года, лицо без гражданства Надирашвили И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по городу Москве.
Надирашвили И.А. обратился в Нагатинский районный суд города Москвы с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве и прекращении исполнительного производства, возбуждённого на основании вышеуказанного постановления от 20 февраля 2019 года, и освобождении его из ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве.
Определением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года в удовлетворении заявления Надирашвили И.А. о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве, прекращении исполнительного производства и освобождении из ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве отказано.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник И*** С.Р, выражая несогласие с определением судьи районного суда, просит о его отмене, приводя доводы о его незаконности, и удовлетворении заявления Надирашвили И.А.
Надирашвили И.А, содержащийся в ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве и участвующий в судебном заседании путём использования систем видео-конференц-связи, и защитник И*** С.Р. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Надирашвили И.А. и защитника И*** С.Р, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 12 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ).
Согласно ч.ч.1, 2, 4, 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещённых в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
В статье 31.7 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
На основании ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В связи с этим, Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещённым в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трёх месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьёй при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Её использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как усматривается из материалов дела, в ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве Надирашвили И.А. пребывает на основании вступившего в законную силу постановления судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года, с даты вынесения данного постановления.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Надирашвили И.А. уроженец Республики *** длительный период времени (с 1995 года до его выявления сотрудниками правоохранительных органов 18 февраля 2019 года) находился в Российской Федерации без законных оснований, не имея документов, удостоверяющих личность, не имел определённого места жительства, не работал, что определило обоснованность назначения Надирашвили И.А. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в целях его исполнения в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве.
Согласно сообщению начальника ОВГРСБиВП УВМ МВД по РСО-Алания от 19 февраля 2019 года, по сведениям УВМ МВД по РСО-Алания Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения, уроженец Грузинской ССР, 23 июня 2017 года обратился с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии со статьёй 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Решением УВМ МВД по РСО-Алания N 683 от 27 декабря 2017 года заявление о приобретении гражданства Российской Федерации Надирашвили И.А. отклонено в соответствии с пунктом "з" статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в связи с тем, что лицо преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу) (л.д. 10).
17 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по административному выдворению в отношении Надирашвили И.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N ***, предметом исполнения которого является принудительное выдворение Надирашвили И.А. за пределы Российской Федерации.
17 апреля 2019 года копия указанного постановления направлена начальнику ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве.
С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем УФССП России по г. Москве в адрес начальника ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве направлены запросы от 7 июня 2019 года, 4 июля 2019 года, 1 августа 2019 года, 25 сентября 2019 года, 20 января 2020 года, 21 февраля 2020 года и 16 апреля 2020 года с требованием представить в установленный законом срок документы, необходимые для исполнения постановления об административном выдворении Надирашвили И.А. за пределы Российской Федерации, а именно - документ, удостоверяющий личность Надирашвили И.А.
В связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность Надирашвили И.А. и позволяющих определить его гражданскую принадлежность, начальником ЦВСИГ ГУ МВД России по городу Москве 4 марта 2019 года в Секцию интересов *** при Посольстве *** в Российской Федерации направлен запрос в целях оформления свидетельства о возвращении Надирашвили И.А. в *** (л.д. 76).
В ответ на данный запрос письмом N *** от 17 апреля 2019 года Секция интересов *** при Посольстве *** в Российской Федерации сообщила о том, что по данным информационной базы Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции *** Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения, не является гражданином *** (л.д. 77), о чём было указано в ответах начальника Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по городу Москве на запросы судебного пристава-исполнителя УФССП России по г. Москве.
Также ОВМ МО МВД России "Красносельское" города Москвы 20 февраля 2020 года составлено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства 02-2020, в соответствии с которым в материалах проверки имеется копия паспорта гражданина СССР серии *** на имя Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения, уроженца Онского района Республики ***, выданного 5 января 1993 года ОВД Рустсевского горисполкома Республики ***. Информация системы ЦБДУИГ "Мигрант-1" на гражданина Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения, отсутствуют. Согласно сведениям информационной системы ИБД ГУ МВД России по городу Москве Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения, значится в федеральном розыске, инициатором которого является УВД г. Рустави МВД Республики ***. В информационной системе ППО "Территория" Надирашвили И.А. не значится. Согласно результатов проведённых сравнительных исследований папиллярных узоров пальцев рук в отношении Надирашвили И.А. по базам данных АДИС - ЦФО в ГУ МВД России по городу Москве установлен Гадиев Э.Т, 2 июня 1977 года рождения. Из объяснений Надирашвили И.А. следует, что он начал представляться ***, 2 июня 1977 года рождения с 2001 года. Из справки-ориентировки, полученной из УФСИН России по Псковской области, ***, 2 июня 1977 года рождения, осуждённый по ч. 1 ст. 228 УК РФ, прибыл для отбывания наказания в учреждение 7 ноября 2008 года, документов, удостоверяющих личность, не имел, фотография лица, отбывающего наказание, тождественна личности Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения. Согласно копии справки об освобождении N *** УФСИН России по Псковской области на имя ***, 2 июня 1977 года рождения, фотография лица тождественна личности Надирашвили И.А, 13 ноября 1976 года рождения.
Отказывая в удовлетворении заявления Надирашвили И.А, судья районного суда правильно исходил из того, что установление в рамках исполнительного производства факта отсутствия у Надирашвили И.А. гражданства ***, само по себе не является основанием для прекращения исполнительного производства, на момент рассмотрения заявления исполнительное производство не окончено и не прекращено.
Судьёй районного суда правильно учтено, что Надирашвили И.А, уроженец Республики ***, длительное время находился на территории Российской Федерации без документов и без законных оснований, близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет, официально не трудоустроен. Объективных данных, свидетельствующих о том, что ***. является близким родственником Надирашвили И.А, нотариально оформленное заявление которого приобщено к материалам дела, не представлено.
Из буквального смысла ч. 1 ст. 27.19, ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст. 109.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения вопроса об освобождении от дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Надирашвили И.А. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершённого последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, дающее достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации без законных оснований, отсутствие постоянного места жительства и работы, основания для прекращения дальнейшего содержания Надирашвили И.А. в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве отсутствуют.
При таких обстоятельствах определение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Нарушений процессуальных требований, которые могли бы являться основанием к отмене определения, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
определение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 31 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Надирашвили *** - оставить без изменения, жалобу защитника И*** С.Р. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.