Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Нуровой Фазили Гамаевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 мая 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 13 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 мая 2020, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 13 июля 2020, Индивидуальный предприниматель Нурова Фазиля Гамаевна (далее - ИП Нурова Ф.Г.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ИП Нурова Ф.Г. просит отменить судебные решения, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных решений не имеется.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ст. 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0, 5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Статьей 16 вышеуказанного Федерального закона установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. В частности, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питание, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в том числе: на вокзалах (подпункт 6 пункта 2 статьи 16).
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах- буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) (пункт 4 статьи 16).
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 9 статьи 16).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" (принят Государственным Советом Удмуртской Республики 27.09.2011) помимо установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе с 22.00 часов до 10.00 часов следующего дня по местному времени.
В соответствии с распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 N 42-РГ (ред. от 06.04.2020) "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" приостановлена (ограничена) находящихся на территории Удмуртской Республики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с 28 марта 2020 года до особого распоряжения работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, доставки заказов, а также столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций.
Из материалов дела следует, что 22 апреля 2020 около 00 часов 20 минут Нурова Ф.Г, являясь индивидуальным предпринимателем, на перроне железнодорожного вокзала станции Ижевск, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Дружбы, л. 16, осуществила розничную продажу покупателю ФИО5 алкогольной продукции - пива "Карлсберг" объемом 0, 45 литра с содержанием этилового спирта 4, 6%, чем нарушила требования статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики", и совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ИП Нуровой Ф.Г. административного правонарушения подтвержден: протоколом N022547об административном правонарушении от 23 апреля 2020; рапортом начальника ОИАЗ Ижевского ЛО МВД России на транспорте ФИО6 от 22 апреля 2020; объяснениями ФИО5 от 22 апреля 2020 с приложенным кассовым чеком; объяснениями Нуровой Ф.Г. от 22 апреля 2020; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23 апреля 2020 года с фототаблицей; договором поставки N1117 от 26 февраля 2016 года, заключенным между ООО "Ижбалт" и ИП Нуровой Ф.Г.; листом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя; видеозаписью, и иными материалами дела, которым дана правовая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предыдущие судебные инстанции установили наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии, совершенном ИП Нуровой Ф.Г, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (пункт 17 "Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)
Согласно разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 14.16 названного Кодекса.
В соответствии с пп. 1.5.5, 1.5 пункта 1 приложения N 1 "Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Приказом МВД России от 30 августа 2017 N 685, протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в линейных управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, с учетом осуществляемых полномочий, вправе составлять должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.
Протокол N 022547 от 23 апреля 2020 об административном правонарушении составлен в отношении ИП Нуровой Ф.Г. с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальником отдела ИАЗ Ижевского ЛО МВД России на транспорте, который в соответствии со статьями 23.3, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пп 1.5.5, 1.5 пункта 1 приложения N 1 Перечня, уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении настоящего дела мировым судьей основан не верном толковании норм права.
Исходя из системного толкования статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесена к остальным случаям, и такие дела рассматриваются мировыми судьями.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 названного Кодекса протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Указание в жалобе на то обстоятельство, что должностное лицо - начальник ОИАЗ Ижевского ЛО МВД России на транспорте ФИО6, необоснованно был вызван судьей районного суда в судебное заседание при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, является несостоятельным поскольку согласно части 1 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Начальник ОИАЗ Ижевского ЛО МВД России на транспорте ФИО6, составивший протокол об административном правонарушении, являлся очевидцем совершенного административного правонарушения, ему были известны обстоятельства, подлежащие установлению, в связи с чем обоснованно был вызван в судебное заседание.
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностного лица, составившего протокол, для выяснения возникших вопросов.
В силу части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, проводить осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Другие доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу и получили надлежащую правовую оценку предыдущих судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено ИП Нуровой Ф.Г. с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, смягчающего административную ответственность обстоятельства, которым признано совершение административного правонарушения впервые, в пределах санкции части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 мая 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 13 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя Нуровой Фазили Гамаевны оставить без изменения, а жалобу Индивидуального предпринимателя Нуровой Фазили Гамаевны оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.