Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынивой Н. В. к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным изменения условий трудового договора по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Мартынива Н.В. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота"), Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным изменения условий трудового договора.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25.02.2020 исковые требования Мартынивой Н.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФКУ "Управление Черноморского флота" и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения либо направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что нижестоящими судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства об образовании, не верно установлены фактические обстоятельства по делу и им не дана надлежащая оценка.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами при рассмотрении данного дела допущены были.
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Мартынивой Н.В. и Министерством обороны Российской Федерации был заключен трудовой договор N. В соответствии с условиями данного трудового договора Мартынива Н.В. была принята на должность воспитателя в структурное подразделение Центра дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 5.1 трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Пунктом 5.9 трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Работнику предоставляется основной оплачиваемый отпуск с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью 42 календарных дня.
В п. 6.1 трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что выполняемая работником по настоящему договору работа относится к допустимым условиям труда, согласно заключения эксперта по результатам специально оценки условий труда, проведенной в детских садах центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника Центра дошкольного образования черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ N-г от ДД.ММ.ГГГГ установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основанием для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение N, в котором указано, что пункт 5.9 считать недействующим и принять пункт 5.9 в следующей редакции: Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для заключения данного дополнительного соглашение указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N/ТК/18.
В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен п.п.8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительность 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместитель заведующей детским садом, воспитатель, педагог-психолог, инструкторов по физический культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед. Основанием для внесения указанных изменения указано решение, принятое на собрании Представителей коллективов от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на статьи 22, 9, 11, 68, 56, 61, 74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), норма Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и нормы законодательства о защите прав потребителей, пришел к выводу, что у работодателя отсутствовали правовые основания для сокращения истцу продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что право истицы на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, установленный ст. 334 ТК РФ, связано с родом профессиональной деятельности истицы, выполняющей обязанности по обучению, воспитанию детей, и не зависит от наличия у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, своевременно не полученной ДОУ в связи с проведением мероприятий по их передаче в муниципальную собственность.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Частями Частями 1 и 2 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Ч. 1 ст. 333Ч. 1 ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 ТК РФ).
Пунктом 21 статьи 2Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
ПриказомПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор" установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к этому приказу.
Согласно пункту 2.6 приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 названного приложения).
В силу ч. 1 и 2 ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
ПостановлениемПостановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.07.2020 отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Мартынивой Н. В. к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным изменения условий трудового договора.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.