Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гребенниковой Н.В., поданную на решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 14 июля 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Рейма", УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** главного государственного санитарного врача по городу Москве Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12 мая 2020 года ООО "Рейма" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме сумма.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Общества без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Гребенникова Н.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе принятие всех возможных мер к исполнению предписания главного санитарного врача РФ от дата по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, в том числе вызванных коронавирусной инфекцией; отсутствие установленной законодательно обязанности по размещению ультрафиолетового бактерицидного облучателя закрытого типа в помещение магазина, осуществляющего продажу непродовольственных товаров; на момент выявления правонарушения распространение новой коронавирусной инфекции не было признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, в связи с чем профилактические мероприятия носили рекомендательный характер; неверную квалификацию действий Общества судьей районного суда по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Законный представитель в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Защитник фио в судебном заседании жалобу поддержала, настаивая на её удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, допросив в качестве свидетеля представителя Управления Роспотребнадзора фио, которая пояснила, что Обществу выдавалось предписание на установку рециркулятора, однако оно исполнено не было, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, послужившего основанием к возбуждению настоящего дела в отношении ООО "Рейма") предусмотрена административная ответственность за Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч асти 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
дата комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от дата N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в организациях и на объектах, расположенных на территории города Москвы, с дата до особого распоряжения.
Согласно п. 5.3 названного Постановления руководители организаций, учреждений и предприятий города Москвы независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели должны обеспечить использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа.
Как следует из материалов дела дата в время должностным лицом Управления Роспотребнадзора в г. Москве выявлено несоблюдение ООО "Рейма", расположенного по адресу: адрес требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в магазине "Рейма", принадлежащем Обществу и расположенному по вышеуказанному адресу в ТЦ " ***" не проводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения среди населения г. Москвы новой коронавирусной инфекции, а именно в помещении магазина не установлен ультрафиолетовый бактерицидный облучатель закрытого типа (рециркулятор).
Указанные действия ООО "Рейма" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Рейма" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра; актом санитарно-гигиенического обследования; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Рейма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на отсутствие нормативно закрепленной обязанности по использованию ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторов), не может повлечь признание обжалуемого постановления незаконным в силу следующего.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 63 утверждены Санитарные правила 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (далее - СП 3.1.2.3117-13) которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Согласно п. 1.3. СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
В дополнение к СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других респираторных вирусных инфекций" Главным государственным санитарным врачом РФ дата утверждены методические рекомендации "Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций" (МР 3.1.0140-18), согласно которым для профилактики ОРВИ, и особенно в период подъема заболеваемости, используют физические средства дезинфекции (механическая очистка, проветривание, воздействие высокой температуры, ультрафиолетовое излучение и др.), химические средства дезинфекции и их комбинации. Для обеззараживания воздуха применяют следующие технологии: воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей (включая импульсные установки), применяемых в отсутствие людей, закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей (п. 3.1).
Методические рекомендации это свод обязательных к исполнению руководящих, распорядительных и методических документов по вопросам организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства.
С учетом вышеизложенного, указание в постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от дата N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" на обеспечение использования для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа, в том числе в помещениях торговых объектов, носит не рекомендательный, а обязательный характер, так как данная обязанность предусмотрена нормативно-правовым актом Санитарными правилами СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других респираторных вирусных инфекций" и Методическими рекомендациями "Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций" (МР 3.1.0140-18), обязательными к исполнению. Положения данного постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от дата N 1, а также СП 3.1.2.3117-13 и МР 3.1.0140-18 действовали на момент выявления правонарушения и подлежали обязательному исполнению.
Вопреки доводу жалобы, иных нарушений, кроме отсутствия ультрафиолетового бактерицидного облучателя закрытого типа (рециркулятора) в помещении магазина "Рейма", в вину Обществу не вменялось.
Устранение Обществом иных, выявленных в результате обследования, нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не освобождает Общество от ответственности по настоящему делу.
Вместе с тем заслуживает внимания довод жалобы о неверной квалификации действий ООО "Рейма" судьей районного суда.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта, в тексте решения судьей районного суда указано на совершение ООО "Рейма" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, которая отсутствовала на момент выявления административного правонарушении.
Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на правильность выводов судьи районного суда о доказанности наличия в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем признается явной технической опиской, подлежащей устранению без направления дела на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Вопреки доводу жалобы административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Рейма" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 14 июля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Рейма" изменить, указав в водной, установочно-мотивировочной, резолютивной частях решения вместо "ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ" правильное "ст. 6.3 КоАП РФ". В остальной части решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 14 июля 2020 года оставить без изменения.
Постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Рейма" оставить без изменения, жалобу защитника Гребенниковой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.