Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чеченской Республике на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. по административному делу N 3а-6/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чеченской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, Правительству Чеченской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ашаханов Я.Д. обратился Верховный Суд Чеченской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания кошары с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
В обоснование своих требований указал на то, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанного недвижимого имущества в размере "данные изъяты". не соответствует его рыночной стоимости в размере "данные изъяты", определенной в отчете об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленном индивидуальным предпринимателем Геворкян В.Г, что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Чеченской Республики от 8 июля 2020 г. административный иск Ашаханова Я.Д. удовлетворен частично. Судом восстановлен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания кошары с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере "данные изъяты". Датой подачи заявления определено считать ДД.ММ.ГГГГ С Правительства Чеченской Республики в пользу Ашаханова Я.Д. взысканы судебные расходы по оплате услуг оценщика в размере "данные изъяты", услуг представителя - "данные изъяты" по уплате государственной пошлины - "данные изъяты"; в пользу Автономной некоммерческой экспертной организации "Судебно-экспертный центр" взысканы расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты". Исполнение решения в части взыскания судебных расходов в пользу Ашаханова Я.Д. и Автономной некоммерческой экспертной организации "Судебно-экспертный центр" возложено на Министерство финансов Чеченской Республики за счет средств республиканского бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. решение Верховного Суда Чеченской Республики от 8 июля 2020 г. отменено в части распределения судебных расходов. В отмененной части принято новое решение, которым с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" взысканы в пользу Ашаханова Я.Д. судебные расходы на составление отчета об оценке в размере "данные изъяты", по оплате услуг представителя - "данные изъяты", по уплате государственной пошлины - "данные изъяты", в пользу Автономной некоммерческой организации "Судебно-экспертный центр" расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Верховный Суд Чеченской Республики 4 марта 2021 г, и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 марта 2021 г, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просит отменить апелляционное определение в части взысканных с учреждения судебных расходов и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера не допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что Ашаханов Я.Д. является собственником нежилого здания кошары с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", в отношении которого кадастровая стоимость установлена Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на основании акта определения кадастровой стоимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основании результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы АНО "Судебно-экспертный центр" от ДД.ММ.ГГГГ N, определилкадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции в указанной части согласился и в кассационной жалобе судебный акт апелляционной инстанции по этим основаниям не обжалуется.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда о доказанности несения административным истцом судебных расходов на составление отчета об оценке рыночной стоимости, оплату услуг представителя, уплату государственной пошлины, так как они связаны с рассмотрением настоящего дела и наличия оснований для взыскания в пользу административного истца судебных расходов, их размер, вместе с тем пришел к выводу об ошибочности возложения обязанности по их несению на Правительство Чеченской Республики.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывая, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, объектов недвижимости в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и применительно к таким объектам недвижимости является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем именно на данное лицо подлежит возложению обязанность по возмещению судебных расходов административному истцу, в чью пользу вынесено решение, пришел к правильному выводу от отмене решения суда первой инстанции в части, с вынесением нового решения о взыскании судебных расходов с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ, с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку данные выводы основаны на вышеприведенных нормах материального и процессуального права, а также соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чеченской Республике - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 апреля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.