Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2021 года гражданское дело по иску Чаплыгина Павла Юрьевича к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Курской области о признании недействительной служебной проверки, незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания
по кассационной жалобе Чаплыгина Павла Юрьевича
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-3624/18-2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 ноября 2020 года N 33-3052/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Чаплыгин П.Ю. обратился в суд с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее по тексту - Курскстат) о признании недействительной служебной проверки, незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 21 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Чаплыгина П.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Чаплыгин П.Ю. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, наличие оснований для признания заключения по материалам служебной проверки незаконной.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Чаплыгин П.Ю. с 16 апреля 2018 года принят на федеральную государственную гражданскую службы и замещал должность специалиста 1-го разряда административного отдела Курскстата.
Согласно служебному контракту N 18 от 16 апреля 2018 года, заключенному между Курскстатом и Чаплыгиным П.Ю, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности федеральной государственной гражданской службы специалиста 1-го разряда административного отдела, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Курскстата в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, соблюдать Служебный распорядок Росстата и Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики (далее - Кодекс) (пункт 1.2). В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к младшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" (пункт 1.3). Гражданский служащий обязан исполнять обязанности федерального государственного гражданского служащего, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязанности и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт 2.). Представитель нанимателя имеет право требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, а также соблюдения Служебного распорядке Росстата и Кодекса (пункт 3.1.1.). Представитель нанимателя имеет право привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (пункт 3.1.3).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
Согласно Должностного регламента специалиста 1 разряда административного отдела, с которым Чаплыгин П.Ю. ознакомлен под роспись 16 апреля 2018 года, в соответствии с Положением об Отделе, поручениями руководителя Курскстата, начальника Отдела специалист 1 разряда: участвует в подготовке в установленном порядке проектов актов и других документов Курскстата, относящихся к сфере деятельности Отдела (пункт 3.1.1); участвует в рассмотрении поступивших в Отдел обращений, проектов актов и других документов, а также в подготовке заключений на них (пункт 3.3.1.2); взаимодействует со специалистами подразделений хозяйствующих субъектов, структурных подразделений Курскстата по вопросам, входящим в компетенцию Отдела (пункт 3.3.1.4). Специалист 1 разряда осуществляет следующие функции: 1) выполнение указаний и поручений начальника отдела по вопросам, входящим в его компетенцию; 3) подготовка и представление начальнику отдела различных вариантов решения поставленной задачи; 4) подготовка проектов документов, информаций, входящих в компетенцию отдела; 5) обеспечивает разработку мероприятий и их выполнение по противопожарной безопасности; 6) обеспечивает разработку мероприятий и их выполнение по охране труда, технике безопасности, создание условий безопасной работы. Специалист 1 разряда также: соблюдает Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных орган (пункт 3.3.2); исполняет решения и поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, документы государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, учреждений, организаций.
Должностных лиц, по обращениям граждан, поручениям руководителя Курскстата и его заместителей по вопросам, относящимся к сфере ведения Отдела, и незамедлительно вносит в систему электронного документооборота текущую информацию о ходе исполнения контролируемых документов и поручений (пункт 3.4.6). Специалист 1 разряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 57 Федерального закона о государственной службе, а также иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.7).
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Курскстата от 11 декабря 2019 года N 245 "О назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности и установке противопожарного режима в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области" Чаплыгин П.Ю. назначен ответственным за пожарную безопасность в Курскстате.
Приказом исполняющего обязанности руководителя Курскстата N 19/р от 21 апреля 2020 года за ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в нарушении подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, подпункта 1 пункта 3.3.2 раздела 3 Должностного регламента, утвержденного руководителем Курскстата 26 декабря 2017 года N 48/363-ВД, Чаплыгину П.Ю. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Основанием для вынесения вышеизложенного приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от 9 апреля 2020 года, возбужденной на основании служебной записки начальника административного отдела ФИО5 от 27 марта 2020 года, в которой содержалась информация о нарушении Чаплыгиным П.Ю. подпункта 1 пункта 3.3.2 Должностного регламента.
В связи с совершением Чаплыгиным П.Ю. дисциплинарного проступка, руководителем Курскстата издан приказ N 48 от 31 марта 2020 года "О создании комиссии", в котором дано указание провести служебную проверку, указаны основания для проведения служебной проверки, утверждена комиссия, определены сроки проведения служебной проверки.
В рамках проведения служебной проверки Чаплыгин П.Ю. не отрицал, что выполнить устное распоряжение начальника административного отдела ФИО5 и прибыть в кабинет помощника руководителя Курскстата для решения производственных вопросов, касающихся противопожарного состояния Курскстата он отказался.
Согласно заключению по материалам служебной проверки от 9 апреля 2020 года дисциплинарный проступок выразился в том, что 27 марта 2020 года начальник административного отдела ФИО5 обратился к Чаплыгину П.Ю. с поручением подняться на второй этаж в кабинет к помощнику руководителя для разъяснения производственных вопросов, касающихся противопожарной безопасности административного здания Курскстата, расширенной информацией о которой в полном объеме владеет Чаплыгин П.Ю. Однако Чаплыгин П.Ю. отказался выполнить данное ему поручение. Свой отказ Чаплыгин П.Ю. мотивировал занятостью и отсутствием подчиненности помощнику руководителя Курскстата. При обосновании неправомерности поручения начальника административного отдела ФИО5 Чаплыгин П.Ю. не указал, какие положения законодательства Российской Федерации или локальных нормативных актов Курскстата нарушены вышеуказанным должностным лицом, какие положения законодательства Российской Федерации могли быть нарушены им при выполнении данного ему поручения. По мнению комиссии границы поручения не выходили за рамки должностных обязанностей, выполняемых специалистом 1 разряда Чаплыгиным П.Ю. Комиссией, проводившей служебное расследование, высказано предложение за несоблюдение подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и подпункта 1 пункта 3.3.2 раздела 3 должностного регламента, утвержденного руководителем Куркстата, применить к специалисту 1 разряда административного отдела Чаплыгину П.Ю. дисциплинарное взыскание.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий обязан в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Понятие дисциплинарного проступка, порядка привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего и совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности раскрыты в ст. ст. 57-59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Согласно статье 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть1). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2).
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть 1). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2). При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 3). Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (часть 4). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5).
Правила проведения служебной проверки установлены статьей 59 указанного Федерального закона, согласно которой служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2). В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (часть 5). Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, форме письменного заключения (часть 6).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки. если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Федеральным законом тайну (часть 8 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ).
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (часть 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (часть 7 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта совершения Чаплыгиным П.Ю. дисциплинарного проступка, выраженного в отказе выполнить поручение начальника, нарушив подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и подпункта 1 пункта 3.3.2 раздела 3 должностного регламента, утвержденного руководителем Куркстата. При этом установлено, что порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен. Перед применением дисциплинарного взыскания у Чаплыгина П.Ю. были отобраны письменные объяснения, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены. В связи с чем, оснований для признания незаконными приказа о наложении на Чаплыгина П.Ю. дисциплинарного взыскания в виде замечания и заключения служебной проверки у судов не имелось.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 11, 192, 193 Трудового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные Чаплыгиным П.Ю. в жалобе доводы о нарушении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Ссылки истца в кассационной жалобе на допущенные при проведении служебной проверки нарушения в виде отсутствия письменного запроса объяснений с перечнем вопросов, дачи объяснений не рукописным, а печатным способом, не ознакомления членов комиссии с приказом о создании комиссии, судебная коллегия находит не влияющими на законность служебной проверки, и принятых судебных актов, поскольку не нарушают права работника.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 ноября 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Чаплыгина Павла Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.