Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Асатиани Д.В, судей Шостак Р.Н, Попова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караткевича Сергея Григорьевича к товариществу собственников жилья "Никологорское" о понуждении к заключению договора, по кассационной жалобе Караткевича Сергея Григорьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, выслушав посредством веб-конференцсвязи объяснения Караткевича С.Г. и его представителя - Нюхалова М.Д, действующего на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, установила:
Караткевич С.Г. обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Никологорское" о понуждении к заключению договора.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 31 октября 2019 года исковые требования Караткевича С.Г. удовлетворены.
На ТСЖ "Никологорское" возложена обязанность заключить с Караткевич С.Г. договор на хозяйственное, техническое обслуживание и управление общим имуществом ТСЖ "Никологорское" на условиях, указанных в резолютивной части решения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 февраля 2020 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 31 октября 2019 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 февраля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2020 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 31 октября 2019 года изменено в части условий договора на хозяйственное, техническое обслуживание.
На ТСЖ "Никологорское" возложена обязанность заключить с Караткевичем С.Г. договор на хозяйственное, техническое обслуживание и управление общим имуществом ТСЖ "Никологорское" на соответствующих условиях, изложенных в резолютивной части определения.
В кассационной жалобе Караткевич С.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2020 года, как незаконное.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.
Судами установлено, что Караткевич С.Г. является собственником земельных участков: кадастровый номер N, площадью 2184 кв.м, адрес: "адрес""; кадастровый номер N, площадь 2184 кв.м, адрес: "адрес"б"; кадастровый номер N, площадь 2184 кв.м, адрес: "адрес"".
Данные земельные участки входят в соответствии с корректировкой генплана территории индивидуального жилищного строительства в районе поселка Николина Гора - д. Маслово в единый жилой комплекс, для обслуживания которых в 2005 году было создано ТСЖ "Никологорское".
С момента образования ТСЖ предыдущим собственником данных земельных участков платились суммы платежей, объявленных ТСЖ "Никологорское" к оплате на содержание общего имущества комплекса.
С 2013 года Караткевич С.Г. вышел из членов ТСЖ.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Никологорское" товарищество обязано заключать договоры о содержании и ремонте имущества жилого Комплекса с владельцами индивидуальных земельных участков, не являющимися членами ТСЖ "Никологорское".
Согласно Уставу ТСЖ "Никологорское", утвержденного решением Общего собрания собственников земельных участков (протокол от 18 декабря 2005 года N 1) товарищество создано по волеизъявлению собственников земельных участков в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов.
В силу пункта 3.1 Устава товарищество является некоммерческой организацией и создается для совместного управления Жилым комплексом, обеспечения эксплуатации Жилого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом Жилого комплекса. Для целей настоящего Устава под Жилым комплексом понимается комплекс недвижимого имущества, представляющий собой совокупность земельных участков, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры, в пределах землеотвода участка, согласно корректировке генплана территории индивидуального жилищного строительства от 18 февраля 2003 года, принадлежащих на праве собственности физическим и юридическим лицам, с находящимися на указанных участках жилыми и нежилыми строениями, принадлежащими на праве собственности тем же физическим и юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 7.7 Устава ТСЖ "Никологорское" собственники земельных участков, не являющиеся членами ТСЖ "Никологорское", вносят плату за пользование имуществом жилого комплекса, коммунальные услуги и в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ "Никологорское" или Управляющей компанией. Размер обязательных платежей или взносов определяется уставом товарищества собственников жилья.
Удовлетворяя исковые требования Караткевича С.Г, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является исполнителем эксплуатационных услуг, а истец потребителем, следовательно, на ответчика возложена обязанность заключить с потребителем договор на содержание и ремонт имущества, при этом единая форма договора о предоставлении коммунальных услуг на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом отсутствует и, поскольку порядок заключения и условия договора не утверждены общим собранием членов ТСЖ, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности заключения договора на условиях, предложенных истцом.
Изменяя решение суда первой инстанции в части условий договора на хозяйственное, техническое обслуживание, руководствуясь положениями статей 421, 422, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 135, 136, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принадлежащие истцу земельные участки входят в состав единого жилого комплекса, для управления которым создано ТСЖ "Никологорское", ответчик обеспечивает комплекс работ и услуг по обслуживанию ТСЖ, в связи с чем спорный договор должен быть заключен на основе типового договора обслуживания, который содержит все необходимые условия, регламентирующие порядок предоставления услуг истцу, в том числе, порядок их оплаты.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют материалам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что договор между сторонами не может быть заключен на условиях, содержащихся в типовом договоре, поскольку его форма не утверждена общим собранием членов ТСЖ и не согласована с истцом, а также о необходимости понуждения ответчика к заключению договора на условиях, предложенных истцом, и неправильном указании даты вступления в силу договора, указанной в заключительных положениях, содержат собственные суждения заявителя относительно обстоятельств дела и приведенных выше положений закона, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 октября 2020 года судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда оставить без изменения, кассационную жалобу Караткевича Сергея Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.