Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-130/2020 (УИД 38RS0014-01-2020-000100-14) по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Полосиной Ларисы Ивановны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Казачинско-Ленская районная больница" о взыскании не доначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационному представлению прокуратуры Иркутской области на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 1 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г, по кассационной жалобе Полосиной Ларисы Ивановны на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 1 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Полосиной Ларисы Ивановны (далее - Полосина Л.И, истец) обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Казачинско-Ленская районная больница" (далее - ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", ответчик) о взыскании не доначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывал на то, что в период с 1 января 2018 г. по 1 марта 2019 г. в ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", утвержденное приказом от 29 декабря 2017 г, которое включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15 % оклада для среднего персонала (лаборант) клинико-диагностической лаборатории. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
Приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 1 марта 2019 г. В соответствии с Приложением N 3 к данному Положению, установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу, что противоречит действующему законодательству.
Полосина Л.И. работает в ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" в должности санитарки гинекологического отделения. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 7100 руб, но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а в марте произведен расчет заработной платы исходя из оклада 4554 руб.
Считал, что заработная плата Полосиной Л.И. должна быть пересчитана с учетом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%. Кроме того, оплата в выходные дни в августе и сентябре 2019 г. Полосиной Л.И. незаконно произведена в одинарном размере, оплата сверхурочных часов произведена с нарушением статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, при оплате труда Полосиной Л.И. за работу по совместительству незаконно не оплачена надбавка за работу в сельской местности в размере 25%.
Прокурор Казачинско-Ленского района просил суд взыскать с ответчика в пользу Полосиной Л.И. не доначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 г. в размер 61291, 46 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 1 июня 2020 г. иск прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Полосиной Л.И. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 1 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области, в кассационной жалобе Полосина Л.И. просят об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Иркутской области представлен отзыв на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено и следует из материалов дела, Полосина Л.И. состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ "Казачинско-Ленкая районная больница" с 2004 года, в должности санитарки гинекологического отделения.
За выполнение трудовых обязанностей истцу была установлена заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, надбавка за работу в сельской местности 25%, районный коэффициент 70%, севеерная надбавка 50%, за продолжительность непрерывной работы 30%.
Согласно действующему на 2018 год Положению об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", утверждённому приказом N 104-од/п от 29 декабря 2017 г, Полосина Л.И. получала, в том числе, оклад в размере 4554 рублей, выплаты за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
В связи с введением новой системы оплаты труда приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 28 ноября 2018 г. N 92-мпр ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в утвердило Положение об оплате труда работников в новой редакции, которое было введено в действие с 1 марта 2019 г.
Согласно новой редакции Положения размер оклада истца был увеличен до 7100 рублей, тогда как надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4% (Приложения N 1 и N 3).
Дополнительным соглашением N 297/19 от 26 февраля 2019 г. к трудовому договору, которое вступает в силу с 1 марта 2019 г, истцу установлен оклад в размере 7100 рублей, надбавка за вредные и опасные условия труда 4%. Истец подписала данное дополнительное соглашение, продолжила работу.
Исходя из расчётных листков выплата заработной платы истца за период с марта 2019 года производилась из оклада в размере 4554 рублей.
Полагая, что работодатель незаконно снизил надбавку за вредные и опасные условия труда, а также необоснованно выплачивал заработную плату с 1 марта 2019 г. без учёта установления нового размера оклада, неправильно произвёл оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни, необоснованно не выплачивал надбавку за работу в сельской местности, прокурор Казачинско-Ленского района обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов Полосиной Л.И.
Разрешая требования истца в части необоснованного снижения ответчиком надбавки за вредные и опасные условия труда с 15% до 4% и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 72, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 16, 18, 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников, государственных и муниципальных учреждений на 2019 г, утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, исходил из правомерности действий ответчика.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в данной части, дополнительно указал, что изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% оклада до 4% оклада произведено в связи с введением новой системы оплаты труда. Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 г. N 92-мпр "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр" произведено перераспределение средств в структуре заработной платы должностных окладов, которые в свою очередь устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей. Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационной части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем, введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашаясь с выводами суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в пользу Полосиной Л.И. задолженности по заработной плате с учётом ранее установленной надбавки за вредные условия труда в размере 15 %, исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год" (утв. решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, протокол N 12) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учётом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав её таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции Приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, вступившего в силу с 1 февраля 2019 г, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с принятием названного Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" на 2019 г, в соответствии с которым размер оклада истца увеличен до 7100 руб, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4 % (Приложение N 1 и Приложение N 3).
Таким образом изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца (который увеличен по сравнению с ранее установленным с 4554 руб. до 7100 руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Утверждённым приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счёт оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работы с вредными условиями труда с 15% до 4% при изменении с 1 марта 2019 г. системы оплаты труда в учреждении, с учётом произведённого увеличения размеров окладов установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными) условиями труда работникам в абсолютном выражении снижены не были.
При изложенных обстоятельствах введение новой системы оплаты труда и применение её к истцу в части размера компенсации за вредные условия труда с 1 марта 2019 г. не влечёт удовлетворения требований истца о взыскании в её пользу задолженности по заработной плате с 1 марта 2019 г. с учётом ранее установленной компенсации за вредные и (или) опасные условия труда исходя из размера 15%.
Разрешая требования истца в части невыплаты истцу заработной платы за сверхурочную работу, за работу выходные и праздничные дни в марте, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суда апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что в указанный период времени Полосина Л.И. к сверхурочной работе не привлекалась, работала по внутреннему совместительству, работа в выходные и праздничные дни оплачена в порядке статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части оплаты труда за работу по внутреннему совместительству с учётом надбавки за работу в сельской местности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что работа по внутреннему совместительству производится на условиях, определённых соответствующим трудовым договором.
Выводы суда первой инстанции в данной части основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и доводами кассационной жалобы, не опровергаются.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о преждевременности выводов судов нижестоящих инстанций о выплате истцу заработной платы за период с марта 2019 г. в полном объёме с учётом установления нового должностного оклада.
Так, обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указал, что с 1 марта 2019 г. в ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" введено новое Положение об оплате труда, в соответствии с которым с 1 марта 2019 г. размер оклада санитарки составляет 7100 руб, однако работодатель не применил к Полосиной Л.И. улучшение условий труда, не увеличил размер оклада, в связи с чем начисленная Полосиной Л.И. заработная плата с марта 2019 г. подлежит перерасчёту исходя из оклада 7100 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет за март 2019 года истцу произведен и выплачен.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что за март 2019 г. истцу произведен перерасчет в мае 2019 г.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на подлежащих применению нормах материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Вместе с тем надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих факт выплаты в пользу истца задолженности по заработной плате за март 2019 г. исходя из нового должностного оклада, материалы дела не содержат.
Представленные в материалы дела расчётные листки за период с марта по август 2019 г, содержащие информацию о начислении заработной платы по новому и по старому окладу, факт выплаты перерасчёта заработной платы не подтверждают. Документов, подтверждающих факт выплаты суду не представлено.
Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции разрешая требования Полосиной Л.И. о перерасчёте заработной платы за период с марта 2019 г, указанным обстоятельствам оценку не дал.
Произведенный расчет задолженности судом апелляционной инстанции не соответствует расчетным листкам за март и май 2019 г.
Более того, при установлении факта начисления заработной платы в измененном размере позднее тех периодов, в которые подлежали начислению и выплате, выводы судов об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда не мотивированы, сделаны с нарушением норм действующего законодательства.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учётом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закреплённое в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
С учётом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 1 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.