Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0009-01-2020-003917-77 (2-2575/2020) по иску М.Н.Ю. к Управлению записи актов гражданского состояния Кузбасса о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, по кассационной жалобе представителя М.Н.Ю. - А.Р.М, действующего на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя истца - А.Р.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Управления записи актов гражданского состояния Кузбасса - К.И.А, А.О.Л, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
М.Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению записи актов гражданского состояния Кузбасса о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
В обосновании исковых требований указала, что работала в Управлении записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) Кузбасса с 1 января 2003 г. (приказ от 4 января 2003 г. N-к) в должности консультанта органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Кемеровской области и замещении должности государственной гражданской службы Кемеровской области от 1 марта 2018 N (с учетом дополнительных соглашений).
Приказом от 6 марта 2020 г. N-л/с на основании заключения комиссии по результатам служебной проверки в отношении сотрудников органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово М.Н.Ю. и Р.Р.И. от 6 марта 2020 г. она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей во время предоставления государственной услуги.
Считает, что дисциплинарное взыскание было применено неправомерно, поскольку в материалах служебной проверки, на основании которой в отношении нее было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, отсутствуют доказательства нарушения ею Кодекса этики государственных гражданских служащих, выразившиеся в оскорбительных высказываниях в адрес лица, обратившегося за государственной услугой, а также доказательства нарушения сроков предоставления государственной услуги по внесению изменений (исправлений) в запись акта о рождении.
Указывает, что п. 16 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N, установлен месячный срок оказания государственной услуги по внесению изменений (исправлений) в запись акта о рождении, с даты поступления заявления.
Запрашиваемая государственная услуга была оказана ею 20 февраля 2020 г, в день обращения гражданки с заявлением о внесении изменений в запись акта о рождении. В связи с чем полагает, что нарушения сроков предоставления государственной услуги по внесению изменений (исправлений) в запись акта о рождении ею допущено не было.
Просила суд с учетом уточненных исковых требований признать незаконным и возложить на ответчика обязанность по отмене приказа от 6 марта 2020 г. N-л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 августа 2020 г. исковые требования М.Н.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 августа 2020 г. оставлено без изменения.
Представитель М.Н.Ю. - А.Р.М. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что М.Н.Ю. с 4 января 2003 г. была принята на государственную службу на государственную должность специалиста 1-й категории органа записи актов гражданского состояния Рудничного района г. Кемерово.
На основании служебного контракта от 1 марта 2018 г. N о прохождении государственной гражданской службы Кемеровской области и замещении должности государственной гражданской службы Кемеровской области М.Н.Ю. с 1 марта 2018 г. исполняла обязанности по должности консультанта органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово.
Согласно приказу от 14 января 2020 г. N-л/с на период с 4 февраля 2020 г. по 22 февраля 2020 г. на М.Н.Ю. было возложено исполнение обязанностей руководителя органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово.
В период исполнения М.Н.Ю. обязанностей руководителя в орган ЗАГС Рудничного района г. Кемерово обратилась П.О.К. по вопросу предоставления государственной услуги по внесению изменений (исправлений) в запись акта о государственной регистрации рождения и выдаче нового свидетельства о рождении ребенка.
20 февраля 2020 г. в Управление ЗАГС Рудничного района г. Кемерово от П.Т.Э. (матери П.О.К.) поступила жалоба на действия сотрудников органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово - инспектора Р.Р.И. и исполняющего обязанности руководителя М.Н.Ю. при предоставлении государственной услуги заявителю П.О.К, а именно на затягивание сроков оказания услуги, а также грубое, предвзятое отношение к заявителю П.О.К.
По факту указанной жалобы приказом Управления ЗАГС Кемеровской области от 21 февраля 2020 г. N-л/с назначено проведение служебной проверки, проверка проведена в период с 21 февраля 2020 г. по 6 марта 2020 г, по результатам проверки комиссией Управления ЗАГС Кузбасса составлено заключение от 6 марта 2020 г, согласно выводам которого при проведении расследования был установлен факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей М.Н.Ю, закрепленных в п. 5 Должностного регламента, выразившийся в нарушении п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 23 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области", п. 6, п. 70, п. 79.88 Административного регламента предоставления услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2018 г. N 307, а также несоблюдение Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Кемеровской области, утвержденного Постановлением Губернатора Кемеровской области от 24 марта 2011 г. N 19-пг.
В частности, было установлено, что П.О.К. 18 февраля 2020 г. обратилась в Орган ЗАГС Рудничного района г. Кемерово Кемеровской области с заявлением об исключении из записи акта о рождении сведений об отце ребенка, в котором подтвердила, что в браке с отцом ребенка не состоит и отцовство в отношении ее ребенка не установлено. Инспектор Р.Р.И. принял ее заявление и передал его на исполнение М.Н.Ю. Максимальный срок оказания данной государственной услуги должен был составлять не более 60 минут, однако в нарушение административного регламента услуга по внесению изменений в запись акта о рождении в графу сведения об отце ребенка была оказана заявителю истцом только 20 февраля 2020 г. Кроме того, при обращении П.О.К. 18 февраля 2020 г. со стороны М.Н.Ю. в адрес П.О.К. в присутствии сотрудников ЗАГСа и иных граждан, ожидающих приема, прозвучала оскорбительная реплика.
На основании указанного заключения служебной проверки начальником Управления ЗАГС Кузбасса был издан приказ от 6 марта 2020 г. N-л/с о дисциплинарном взыскании, в соответствии с которым М.Н.Ю. был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей во время предоставления государственной услуги.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания оспариваемым приказом, поскольку факт нарушения истцом положений административного регламента и Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих нашел свое подтверждение; предусмотренные законом порядок, сроки и процедура привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком были соблюдены.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 23 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса" гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав Кемеровской области - Кузбасса, законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области и обеспечивать их исполнение, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 2.1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами.
Административным регламентом предоставления услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 28 декабря 2018 г. N 307, предусмотрено, что консультации по вопросам государственной услуги предоставляются специалистами органов ЗАГС на личном приеме и по телефонам; при ответах на звонки и устные обращения специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам (п.6); качество предоставления государственной услуги характеризуется: 1) удовлетворенностью заявителей качеством и доступностью государственной услуги; 2) отсутствием очередей при приеме и выдаче документов заявителям; 3) отсутствием нарушений сроков предоставления государственной услуги; 4) отсутствием жалоб на некорректное, невнимательное отношение специалистов к заявителям (их представителям) (п. 70); максимальное время совершения административных процедур при предоставлении государственной услуги по внесению исправлений и изменений в записи актов по заявлениям граждан о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, по результатам рассмотрения которых составляется заключение органа, предоставляющего государственную услугу, составляет 185 минут, без составления заключения органа, предоставляющего государственную услугу, составляет 60 минут; возможно увеличение максимального времени в зависимости от количества документов (п. 79.88).
Пунктом 5 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего в управлении ЗАГС Кемеровской области должность государственной гражданской службы Кемеровской области категории "специалисты" - консультанта органа ЗАГС Рудничного района г. Кемерово, предусмотрено, что деятельность гражданского служащего должна быть направлена на обеспечение реализации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории района и иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, нормативными правовыми актами управления записи актов гражданского состояния.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Порядок служебной проверки, обязательно проводимой перед применением дисциплинарного взыскания, регламентирован в ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Кемеровской области, утвержденным Постановлением Губернатора Кемеровской области от 24 марта 2011 г. N 19-пг (действовавшим по состоянию на февраль 2020 г.) предусматривается, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами. Кроме того, в служебном поведении государственный служащий воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Установив обстоятельства, связанные с нарушением истцом требований должностного и административного регламентов, соблюдение ответчиком процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что выводы судов основаны только на пояснениях Панфиловых, о том, что сотрудники ЗАГСа не подтвердили оскорбительную реплику истца в адрес П.О.К, при осуществлении государственной услуги, о том, что государственная услуга была оказана своевременно, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Доводы представителя М.Н.Ю. о том, что в приказе о привлечении истца к дисциплинарной ответственности не содержится указания на обстоятельства совершения ею дисциплинарного проступка, невозможно установить за что истец привлечена к дисциплинарной ответственности, которые были приведены в судебном заседании суда кассационной инстанции, также не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку в приказе указано в качестве основания для привлечения к дисциплинарной ответственности истца на заключение служебной проверки по факту жалобы П.Т.Э. на действия сотрудников ЗАГСа, указано на ненадлежащее исполнение истцом должностных обязанностей, выразившегося в несоблюдения Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Кемеровской области.
При этом следует отметить, что вышеуказанное заключение служебной проверки, с которым истец была ознакомлена, получено в соответствии с требованиями закона, составлено уполномоченными лицами, содержит подробное описание дисциплинарного проступка истца, его содержание ясно, конкретно, однозначно и не противоречиво, согласуется между собой и с другими материалами дела.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений суд кассационной инстанции должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права. В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя М.Н.Ю. - А.Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.