Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0003-01-2020-000733-46 (2-712/2020) по иску Березки Михаила Сергеевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасии о признании незаконным отказа в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, возложении обязанности провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору и выдать направление на медицинское освидетельствование, по кассационной жалобе Березки Михаила Сергеевича на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.М.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасии (далее- УФССП России по Республике Хакасия) о признании незаконным отказа в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, возложении обязанности провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору и выдать направление на медицинское освидетельствование.
В обоснование заявленных требований указал, что являлся государственным гражданским служащим с 12 апреля 2004 г, замещал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Саяногорского городского отдела судебных приставов.
От руководителя УФССП России по Республике Хакасия 21 января 2020 г. получил уведомление о переходе Федеральной службы судебных приставов в иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В установленный срок, он изъявил желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Однако, 28 февраля 2020 г. от руководителя УФССП России по Республике Хакасия он получил уведомление об отказе в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, поскольку он является обвиняемым по уголовному делу.
Считает, что решением об отказе в принятии его на службу нарушены его права, так как на него не распространяются положения ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ, поскольку он является действующим государственным гражданским служащим, изъявившим желание поступить на службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
При этом ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее- Федеральный от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) не содержит запрета на пребывание в гражданской службе государственным служащим, являющимся обвиняемыми по уголовному делу. Полагал, что ответчиком в нарушении его прав, не выдано направление на медицинское освидетельствование с предварительным проведением мероприятий по профессионально психологическому отбору.
Просил суд признать незаконным отказ руководителя УФССП России по Республике Хакасия от 26 февраля 2020 г, возложить на УФССП России по Республике Хакасия обязанность провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору и выдать ему направление на медицинское освидетельствование.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2020 г. решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г. оставлено без изменения.
Б.М.С. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Б.М.С. с 12 апреля 2004 г. замещал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Саяногорском подразделении судебных приставов.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 1 января 2020 г. N в целях реализации Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ проведена реорганизация и изменения штатного расписания УФССП России по Республике Хакасия, вступившие в силу с 1 мая 2020 г.
В соответствии с изменениями, установленными Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, подразделение ФССП, где проходил службу истец, перешло на иной вид государственной службы. Замещаемая истцом должность государственной гражданской службы подлежала сокращению с 1 мая 2020 г.
Изменения, внесенные в штатное расписание УФССП России по Республике Хакасия, вступили в силу с 1 мая 2020 г. Данные изменения коснулись вида службы, в которой замещал должность истец.
Истец 21 января 2020 г. уведомлялся о предстоящем сокращении, что подтверждается распиской от 21 января 2020 г.
Кроме того, уполномоченный руководитель сообщил Б.М.С. о том, что он праве изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, проинформировав об этом руководителя структурного подразделения УФССП России по Республике Хакасия в письменном виде не позднее 29 февраля 2020 г. Также разъяснено, что при подаче такого заявления истцу необходимо будет соблюсти требования ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, а именно: пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. Указано, что при наличии возможности, истцу будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в ФССП либо отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы он будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы не позднее 30 июня 2020 г.
Как видно из требования ИЦ МВД Республики Хакасия и сообщения СУ МВД по Республике Хакасия от 31 января 2020 г. Б.М.С. является обвиняемым по уголовному делу, 23 января 2020 г. прокурором в отношении него утверждено обвинительное заключение по ч.5 ст.33, ч.3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 26 февраля 2020 г. УФССП России по Республике Хакасия отказано в удовлетворении заявления Б.М.С. о принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу требований п. 2 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в связи с тем, что истец является обвиняемым по уголовному делу.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 13 мая 2020 г. N-к с Б.М.С. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности с 14 мая 2020 г. на основании п. 8.2 ч. 1 и п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для отказа истцу в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу требований п. 2 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что суждения Б.М.С. о том, что он является гражданским служащим, действующим сотрудником, и его поступление службу в органы принудительного исполнения регламентируются ст. 92 Федерального закона N 328-ФЗ, из-за чего на него не распространяются ограничения, предусмотренные п. 2 ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 328-ФЗ, основаны на неправильном толковании указанных норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, изменивший порядок и условия прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Указанный закон направлен на установление правовых, организационных и финансово-экономических основ прохождения нового вида государственной службы - службы в органах принудительного исполнения, согласно которому ФССП России отнесена к государственной службе иного вида.
В соответствии со ст. 104 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ данным законом внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с 1 января 2020 г. переименован: "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"), которым ФССП России была отнесена к системе федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрено прохождение только федеральной государственной гражданской службы.
Исходя из положений, приведенных в ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 г. продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч. 13).
Частями 2, 3 ст.92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что гражданские служащие в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, после чего подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.
При этом, направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Гражданские служащие, в возрасте не превышающие предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения, установленный ч. 1 указанной статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя (ч. 3).
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусмотрены ст. 9 указанного Федерального закона, в число последних к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 348-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. 1, 2, 4 - 9 ч. 1 ст. 14 этого закона, а также в случае, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении него за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы принудительного исполнения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в органы принудительного исполнения преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Подробно проанализировав положения действующего законодательства во взаимосвязи с ранее действовавшим, с законодательством регулирующим сходные отношения по другим видам государственной службы, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что федеральный законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для лиц, поступающих на государственную службу, что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в этой службе, лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, в том числе направленные на исключение возможности принятия на службу лиц, освобожденных от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Установив, что истец привлечен в качестве обвиняемого по ч.5 ст. 33, ч.3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, обвинительное заключение передано на утверждение прокурору, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассатора о том, что он является гражданским служащим, действующим сотрудником, и его поступление службу в органы принудительного исполнения регламентируются ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, поэтому на него не распространяются ограничения, предусмотренные п. 2 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, основаны на неправильном толковании указанных норм права, Приведенные положения указанного Федерального закона в их взаимосвязи указывают на то, что требования на отсутствие ограничений, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, для лиц впервые поступающих и гражданских служащих, замещавших должности судебных приставов, назначаемых на должность в органы принудительного исполнения, являются одинаковыми.
Доводы кассатора о том, что его вина не подтверждена приговором суда, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, наличие самого факта статуса обвиняемого по уголовному делу является нормативным ограничением для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Такие требования основаны на особом статусе сотрудника органов принудительного исполнения, предполагающим их высокую ответственность и высокие социальные гарантии, также обусловлены таким принципом службы в органах принудительного исполнения, как взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах принудительного исполнения и социальных гарантий сотрудника.
Доводы кассационной жалобы о незаконности увольнения и нарушении процедуры увольнения также не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку истцом в суд первой инстанции не заявлялось исковых требований о незаконности увольнения, следовательно материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, судами не допущено нарушений норм материального или процессуального права, решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2020 г. следует оставить без изменения, кассационную жалобу Б.М.С. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.