Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В. и Артамоновой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-336/2020 (УИД 34OS0000-01-2020-000207-75) по административному исковому заявлению Макарова Дмитрия Константиновича о признании не действующими отдельных положений решения Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 г. N 47/1124 "О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде"
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора и апелляционным жалобам административного истца Макарова Дмитрия Константиновича, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Радоница" на решение Волгоградского областного суда от 13 октября 2020 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Лосевской Е.В, общества с ограниченной ответственностью "Радоница" Ялымова Е.Л, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей Волгоградской городской Думы Киенко В.М, администрации города Волгограда Зацепиной Л.А, Департамента городского хозяйства администрации города Волгограда Сивогривовой И.О, закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" Резвякова А.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 г. N 47/1124 "О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде" утверждены Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде (далее также - решение N 47/1124, Правила).
В разделе 2 Правил содержатся следующие основные понятия, термины и определения, используемые в настоящих правилах:
"Агент похоронной службы (приемщик заказов)" - штатный работник специализированной службы по вопросам похоронного дела, предоставляющий услуги по организации похорон и обеспечению заказчика похоронными принадлежностями;
"Перечень услуг по погребению" - перечень, включающий услуги специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде, предоставленные заказчику на безвозмездной основе или за плату;
"Ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела" - организационная структура специализированной службы по вопросам похоронного дела, в которой посредством предоставления услуг агентами специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде решаются вопросы, связанные с организацией и проведением похорон, оформлением необходимых документов на похороны, заказа и оплаты услуг и похоронных принадлежностей с возможностью выезда на дом к заказчику;
"Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде" - хозяйствующие субъекты, определяемые администрацией Волгограда на основе открытого конкурса, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших) людей. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда;
"Церемониймейстер" - организатор погребения, специалист в области похоронных обрядовых действий, сотрудник специализированной службы по вопросам похоронного дела, салона-магазина (магазина), органа местного самоуправления Волгограда или протокольной службы места, где работал умерший человек.
В соответствии с абзацем 10 пункта 3.2 Правил непосредственное предоставление гражданам услуг по погребению производят салоны-магазины (магазины) и ритуальные агентства специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Пунктом 3.3.1 Правил определено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде (далее - специализированные службы) являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда. Специализированные службы имеют право беспрепятственного доступа на территории муниципальных кладбищ Волгограда с целью реализации своих договорных полномочий по погребению с заказчиком и в соответствии с договорами с организациями, занимающимися содержанием муниципальных кладбищ Волгограда.
Абзацем 7 пункта 3.4.3 Правил установлено, что в отсутствие ответственных лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, погребение осуществляется специализированной службой.
Пунктом 3.5.3 Правил установлено, что при осуществлении похорон перевозка умерших людей осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Согласно пункту 7.1.6 Правил все работы на кладбище, связанные с демонтажем, монтажом надмогильных сооружений (надгробий), выполнением облицовочных работ, установкой ограды на участке захоронения, производятся с разрешения организации, занимающейся содержанием муниципального кладбища Волгограда, по письменному заявлению ответственного лица за участок захоронения, а в случае отсутствия такового - ближайших родственников умершего человека.
Пунктом 7.1.7 установлено, что хозяйствующим субъектам для получения разрешения на проведение работ, указанных в подпункте 7.1.6 пункта 7.1 раздела 7 настоящих Правил, необходимо представить в организацию, занимающуюся содержанием муниципального кладбища Волгограда, ряд документов, перечисленных в указанном пункте.
В соответствии с пунктом 9.5 Правил торговля цветами, ритуальными изделиями похоронного назначения может осуществляться на главном входе кладбища и прилегающей к нему территории только с разрешения организации, занимающейся содержанием муниципального кладбища Волгограда.
Согласно пункту 9.6 Правил проезд на территорию кладбища производится с разрешения организации, занимающейся содержанием муниципального кладбища Волгограда. Посетители-инвалиды и лица пенсионного возраста могут пользоваться легковым транспортом для проезда по территории кладбища.
Приложением 4 решения N 47/1124 утверждена форма заявления на захоронение в соответствии со свидетельским волеизъявлением (прижизненным) о достойном отношении к телу и памяти после смерти.
Приложением 5 решения N 47/1124 утверждена форма заявления ответственного лица за участок захоронения.
Приложением 14 решения N 47/1124 утверждена форма удостоверения об участке захоронения (обложка).
Приложением 15 решения N 47/1124 утверждена форма удостоверения о семейном (родовом) участке захоронения (обложка).
Документ опубликован в печатном издании "Волгоградская газета" от 22 августа 2007 г. N 155 и от 23 августа 2007 г. N 156.
В настоящее время оспариваемое решение действует в редакции решения Волгоградской городской Думы от 20 февраля 2019 г. N 6/150.
Макаров Д.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать не действующими с момента принятия нормативного правового акта: понятия, установленные в части 2 Правил: "агент похоронной службы" (абзац 1), "перечень услуг по погребению" (абзац 42), "ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела" (абзац 53), "специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде" (абзац 63), "церемониймейстер" (абзац 68); последний абзац пункта 3.2, пункта 3.3.1, последний абзац пункта 3.4.3, пункты 3.5.3, 7.1.6, 7.1.7, 9.5, 9.6; приложение 4 к Правилам в части наименования адресата, куда подается заявление на захоронение - "в специализированную службу по вопросам похоронного дела в Волгограде... "; приложение 5 к Правилам в части наименования организации, куда подается заявление ответственного лица за участок захоронения - "в организацию, занимающуюся содержанием муниципальных кладбищ Волгограда... "; приложение 14 к Правилам - "удостоверение об участке захоронения (обложка)" в части указания на: "Организация, занимающуюся содержанием муниципальных кладбищ Волгограда" (страница 1) и "Организация, занимающуюся содержанием муниципальных кладбищ Волгограда" (наименование службы); приложение 15 к Правилам - "Удостоверение о семейном (родовом) участке захоронения" (обложка) в части указания на: "Организация, занимающаяся содержанием муниципальных кладбищ Волгограда" (страница 1) и "Организация, занимающаяся содержанием муниципальных кладбищ Волгограда" (наименование службы) ввиду противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статьям 15, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г..N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьям 7, 9, 10, 18, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 г..N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г..N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших".
Заявленные требования мотивированы тем, что использование в контексте оспариваемых норм слов "специализированная служба по вопросам похоронного дела в Волгограде" и "организация, занимающаяся содержанием муниципального кладбища в Волгограде" приводит к неправомерному ограничению круга лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению умерших на территории соответствующего кладбища, фактически сводит на нет конкуренцию в сфере похоронного дела и нарушает права граждан на свободу заключения договора оказания ритуальных услуг. Кроме того, содержащаяся в оспариваемом пункте 3.3.1 Правил норма о том, что "специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, "определяемыми" администрацией Волгограда на конкурсной основе... ", противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, где предусмотрено, что "погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы, "создаваемые" органами местного самоуправления", а не "определяемыми".
Решением Волгоградского областного суда от 13 октября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в части признания не действующими абзацев 1, 43, 63, последнего абзаца пункта 3.2, пунктов 3.3.1, 3.4.3, 3.5.3, 7.1.6, 7.1.7, 9.5, 9.6 Правил и приложений 4, 5, 14, 15 к ним; в части требований о признании не действующими понятий "церемониймейстер" (абзац 69), "ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела" (абзац 53) производство по делу прекратить, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца не нарушаются, иным образом не затрагиваются.
Административный истец Макаров Д.К. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Радоница" (далее - ООО "Радоница") в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
Представителями Волгоградской городской Думы, Департамента городского хозяйства администрации города Волгограда поданы возражения на апелляционные представление и жалобы.
Администрацией города Волгограда представлен отзыв на апелляционные представление и жалобы с возражениями относительно содержащихся в них доводов.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 23 части 1 статьи 16).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Проверяя законность положений решения N 47/1124, которые оспариваются, а также приходя к выводу о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Волгоградской городской Думы на его принятие, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, опубликования, суд первой инстанции руководствовался вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Волгограда от 17 марта 2008 г. об отказе в удовлетворении искового заявления Чемиса А.В. о признании не действующим в части решения Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 г. N 47/1124 "О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде", предметом проверки которого являлись понятия, изложенные в части 2 Правил: "агент похоронной службы", "перечень услуг по погребению", "ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела"; абзац 10 пункта 3.2, пункты 3.3.1, 3.3.2, 3.4.3, 3.5.3, 7.1.6, приложения N 2, N 3, N 4 к Правилам.
С учетом указанного обстоятельства, а также разъяснений, содержащихся в абзаце 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" повторно оспариваемые Макаровым Д.К. положения решения N 47/1124, законность которых уже проверена судом, подлежали судебной проверке на предмет соответствия законодательству, нормы которого изменились после рассмотрения дела.
В этой связи судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части признания не действующими понятий, установленных в разделе 2 Правил: "агент похоронной службы", "перечень услуг по погребению", "ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела", "церемониймейстер", последнего абзаца пункта 3.2, последнего абзаца пункта 3.4.3, пунктов 3.5.3, 7.1.6, 7.1.7, 9.5, 9.6, приложений N 4, N 5, N 14, N 15 к Правилам, суд пришел к выводу о том, что указанные положения оспариваемого нормативного правового акта нормам федерального законодательства не противоречат.
Позиция суда в указанной части основана на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на противоречие оспариваемых положений Правил, в том числе статье 5, пункту 2 статьи 7, статьям 9, 10, пунктам 1 и 4 статьи 18, пункту 2 статьи 25, статье 29 Закона о погребении и похоронном деле, статьям 15, 16 Закона о защите конкуренции.
После состоявшегося 17 марта 2008 г. вышеуказанного решения Центрального районного суда г. Волгограда в Закон о погребении и похоронном деле вносились изменения Федеральными законами от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 270-ФЗ, от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 138-ФЗ, от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ, от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ, от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ, от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ, от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ, от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (ред. 19 декабря 2016 г.).
В статью 15 Закона о защите конкуренции внесены изменения Федеральными законами от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ, от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ.
В статью 16 названного закона какие-либо изменения не вносились.
При этом, анализ изменений норм приведенных федеральных законов не указывает на несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта, законность которых уже проверена судом, нормам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод лиц, участвующих в деле, о том, что при разрешении требований Чемиса А.В. о признании не действующим решения N 47/1124 судом не был проверен оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормам Закона о защите конкуренции.
Закон о защите конкуренции действовал на период рассмотрения дела по заявлению Чемиса А.В. Центральным районным судом г. Волгограда. Отсутствие в решении районного суда оценки оспариваемых положений нормативного правового акта на предмет соответствия нормам названного закона, само по себе, не свидетельствует о том, что судом дело проверено не полном объеме. Указанное следует из того, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 7 статьи 213 КАС РФ), то есть, при проверке законности положений нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме. По этой причине, когда законность нормативного правового акта или его части уже проверена судом, повторное рассмотрение аналогичных требований, в том числе основанных на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, не допускается.
Основываясь на правовом анализе приведенного в обжалуемом решении федерального законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2013 г. (дело N А12-24179/2012), суд первой инстанции правомерно констатировал, что пункты 7.1.6, 7.1.7, 9.5, 9.6 Правил, приложения N 14 и N 15 к ним определяют, в первую очередь, правила технического и процедурного характера и направлены на достижение полноты защиты интересов населения и предупреждение негативных последствий при погребении умершего, установлении надмогильных сооружений и порядка посещения кладбищ. Кроме того, правила поведения, регламентированные оспариваемыми пунктами, имеют своей целью установление порядка проведения работ на кладбищах и его поддержание в течение всего срока деятельности кладбищ, а также обеспечивает сохранность имущества муниципалитета на кладбище и третьих лиц.
При этом, установление надмогильных сооружений, торговля цветами, ритуальными изделиями похоронного назначения, проезд на территорию кладбища не поименованы в Законе о погребении и похоронном деле среди полномочий органов местного самоуправления, в связи с чем наделение данной функцией не может рассматриваться как наделение властными полномочиями хозяйствующих субъектов.
Как правильно указано судом, именно такие правила поведения обеспечивают возможность установить лицо, совершившее повреждение имущества кладбищ и имущества граждан (надмогильные захоронения), непосредственно через выданные разрешения на проведение определенных видов работ на кладбище, тем самым предупреждая возможные негативные последствия от деятельности любых лиц на муниципальных кладбищах.
Кроме того, пункт 9.5 Правил не подменяет собой регулирование в сфере торговли в нестационарных торговых объектах, а целью введения данного пункта в Правила являлась необходимость обеспечения беспрепятственной уборки входной зоны кладбища и прилегающей к ней территории организацией, которой переданы на обслуживание муниципальные кладбища Волгограда, беспрепятственного проведения обрядов прощания с умершим на указанной территории и беспрепятственного проезда/прохода траурного кортежа.
Понятие "Церемониймейстер" раздела 2 Правил, Приложение N 5 к ним, которым утверждена форма заявления ответственного лица за участок захоронения, исходя из того, что все работы по вопросам похоронного дела осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела, направлены на создание условий, при которых гражданам обеспечивается более полное и качественное предоставление соответствующих услуг.
С учетом того, что Пунктом 3.3.4 Правил предусмотрена возможность заключения специализированной службой договоров с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ похоронного назначения, Приложение N 5 к Правилам не ограничивает право потребителя ритуальных услуг на выбор исполнителя данных услуг не ограничивают конкуренцию в сфере ритуальных услуг, и не препятствуют осуществлению хозяйственной деятельности иным лицам на указанном рынке.
Доводы апелляционного представления и утверждения авторов апелляционных жалоб об обратном вышеизложенные выводы суда не опровергают. Поскольку административный истец является участником отношений, урегулированных оспариваемым нормативным правовым актом, которым определены, в том числе такие понятия как "церемониймейстер", "ритуальное агентство специализированной службы по вопросам похоронного дела", вопреки позиции участвующего в деле прокурора отсутствуют основания для прекращения производства по делу в части требований о признании недействующими указанных положений Правил. Решение суда первой инстанции в изложенной части отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании не действующими положений понятия "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде", содержащегося в разделе 2, пункта 3.3.1 Правил.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 названного закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (пункт 2).
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Закона о погребении и похоронном деле. Данные услуги оказываются супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Вывод о том, что обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших возлагается на специализированную службу по вопросам похоронного дела, как на хозяйствующий субъект, также следует из пункта 2.1.3 ГОСТа 32609-2014.
Таким образом, институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в переделах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. При этом анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и похоронном деле.
Вместе с тем, оспариваемые положения Правил, в соответствии с которыми специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, не тождественны понятию "создание специализированной службы" по смыслу, заложенному во взаимосвязи части 3 статьи 49, части 1 статьи 50.1, статьи 114, статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Федеральный закон N 131-ФЗ, Закон о погребении и похоронном деле не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
При таких обстоятельствах, вывод суда о соответствии приведенных положений Правил нормам, имеющим большую юридическую силу, нельзя признать правильным.
Доводы лиц, участвующих в деле, о том, что в рамках настоящего административного дела пункт 3.3.1 Правил не подлежит ревизии, поскольку являлся предметом проверки районного суда при разрешении дела по иску Чемиса А.В, подлежат отклонению.
Пункт 3.3.1, как и понятие "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде", содержащееся в разделе 2 Правил, в настоящее время действуют в редакции решения Волгоградской городской Думы от 20 февраля 2019 г. N 6/150, которым из текста приведенных положений Правил исключены слова "с учетом рекомендаций попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела в Волгограде", и в указанной редакции нормоконтролю не подвергались.
Несмотря на утверждение лиц, участвующих в деле, о том, что указанные изменения не повлияли на содержание оспариваемых норм и не могут быть пересмотрены по причине изменения действующего законодательства, признание недействующей нормы Правил, содержащей понятие "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде" и при этом сохранение этих же положений, находящихся в противоречии с нормами федерального закона, в пункте 3.3.1 Правил, приведет к правовой неопределенности нормативного правового акта в этой части при его применении, что является недопустимым.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования, признав не действующими Правила в части понятия "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде", содержащегося в разделе 2, и пункта 3.3.1. в части слов ""Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде" (далее - специализированные службы) являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 20 февраля 2019 г. N 6/150).
Исходя из вышеизложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Определяя момент, с которого Правила должны быть признаны недействующими в названной части, судебная коллегия полагает, что поскольку до принятия решения суда они применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, они подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 13 октября 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления Макарова Дмитрия Константиновича о признании не действующими понятия "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде", содержащегося в разделе 2, пункта 3.3.1 Правил организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде, утвержденных решением Волгоградской городской Думой от 4 июля 2007 г. N 47/1124.
Принять в указанной части новое решение, которым признать не действующими со дня принятия настоящего апелляционного определения Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде, утвержденные решением Волгоградской городской Думой от 4 июля 2007 г. N 47/1124, в части понятия "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде", содержащегося в разделе 2, и пункта 3.3.1. в части слов "Специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде" (далее - специализированные службы) являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит опубликованию в течение одного месяца в официальном средстве массовой информации Волгоградской городской Думы.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.